Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 146539-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Досье на проект федерального закона
Настоящим проектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления".
В настоящее время на территории Орловской области и в целом по России остро назрела проблема несанкционированного складирования гражданами отходов потребления.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области обращения с отходами потребления. Так, в соответствии со статьей 8.2 указанного Кодекса несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Однако ввиду отсутствия правоустанавливающих норм, обязывающих физических лиц соблюдать установленные требования в области обращения с отходами потребления, привлечь физических лиц к ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами не представляется возможным.
Данное изменение направлено на установление требования к физическим лицам в области обращения с отходами потребления, а именно обязанности физических лиц, являющихся собственниками бытовых отходов, передавать указанные отходы на объекты размещения отходов либо в установленном законодательством Российской Федерации порядке заключать для этих целей договоры с организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор (транспортирование) отходов.
Установление указанных обязанностей физических лиц позволит законодательно закрепить ответственность физических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, в том числе в части несанкционированного складирования физическими лицами отходов потребления.
Вместе с тем, необходимо внесение изменений в статью 28 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", так как указанным нормативным правовым актом предусмотрены виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами только должностных лиц и граждан. Указанной статьей установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежат в соответствии с действующим законодательством административной и гражданско-правовой ответственности за указанные нарушения, Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" не предусмотрена.
Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность граждан, должностных и юридических лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В области обращения с отходами производства и потребления установлена уголовная ответственность, в том числе за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (статья 236 Уголовного кодекса Российской Федерации). К субъектам уголовно-наказуемого деяния относятся физические и должностные лица.
Дисциплинарная ответственность применяется в отношении физических и должностных лиц за совершенные дисциплинарные проступки, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, при исполнении ими своих трудовых обязанностей при условии, что эти проступки в силу их относительно меньшей вредности не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления, предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Меры гражданско-правовой ответственности носят главным образом имущественный (компенсационный) характер и заключаются, как правило, в возмещении убытков (ущерба) стороне, чьи имущественные права нарушены. Возмещение ущерба регулируется положениями главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, статьёй 1064 указанного кодекса установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежат возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, целесообразно изложить статью 28 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", устанавливающую виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, не конкретизируя лиц, которые подлежат тому или иному установленному законодательством виду ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" не потребует дополнительного выделения финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.