Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 67825-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в части определения порядка образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 67825-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", внесенный Правительством Российской Федерации.
1. Законопроектом предлагается регламентировать порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также порядок осуществления ими отдельных государственных полномочий. Комитет отмечает, что место и роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе органов исполнительной власти в федеральном законодательстве не определена.
2. Законопроектом предлагается внести изменения в статью 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в соответствии с которыми:
1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и деятельности указанных комиссий в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
2) постановления, принимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Органы и учреждения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны информировать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.
3. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и отмечает следующее.
1) Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Однако, несмотря на большое количество существующих органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних их деятельность является неэффективной. Подтверждением данного факта является высокая численность беспризорных, безнадзорных детей, а также количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Так, по состоянию на 1 января 2012 года количество беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, составило 41805 детей (19748 - девочки, 22057 - мальчики). Всего в 2011 году прошло социальную реабилитацию 147141 беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.
По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних на конец 2011 года состояло 216145 детей, в местном или федеральном розыске находилось 49970 несовершеннолетних. За совершение правонарушений в 2011 году в органы внутренних дел было доставлено 508809 детей.
В то же время согласно действующей редакции статьи 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" именно комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав должны осуществлять меры по координации деятельности указанных органов и учреждений.
По мнению Комитета, сложившаяся ситуация обусловлена, прежде всего, несовершенством действующего федерального законодательства, нечетко регламентирующего статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, их функции по координации деятельности органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2) Необходимость совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних следует из международных обязательств Российской Федерации. Создание эффективной системы профилактики является реализацией обязательств Российской Федерации по применению общепризнанных принципов и норм международного права, прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка.
3) Новации предлагаемые рассматриваемым законопроектом в части определения порядка образования и порядка осуществления комиссиями отдельных государственных полномочий, в том числе, связанных с координацией деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволят обеспечить более эффективное взаимодействие указанных органов и учреждений.
4. Вместе с тем, по мнению Комитета, предложенным законопроектом недостаточно регламентирована координирующая роль комиссии по делам несовершеннолетних в системе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории субъекта.
Законопроект не разграничивает полномочия региональной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и районных (городских), районных в городе комиссий.
К тому же, учитывая особый статус районных (городских), районных в городе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, наделенных полномочиями внесудебного органа превентивной юстиции (рассматривают дела об административных правонарушениях), федеральным законом должны быть также установлены единые для Российской Федерации критерии формирования таких комиссий, определен состав и срок их деятельности, установлены ограничения на осуществление полномочий члена комиссии.
Вместе с тем, по мнению Комитета, высказанные замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
5. Правовое управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний правового характера по законопроекту не имеет.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам севера поддерживает концепцию законопроекта.
От законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на законопроект поступило 43 положительных отзывов, от исполнительных - 50.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 67825-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в части определения порядка образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий) в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.