Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 70002-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в части ограничения круга лиц, дающих согласие на приватизацию жилого помещения), внесенный депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, О.Г. Дмитриевой, А.В. Терентьевым, Д.В. Ушаковым, Г.С. Носовко, И.Р. Самиевым, А.А. Шеиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (назначен соисполнителем по законопроекту Решением Совета Государственной Думы от 24 мая 2012 года, протокол N 28) рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, О.Г. Дмитриевой, А.В. Терентьевым, Д.В. Ушаковым, Г.С. Носовко, И.Р. Самиевым, А.А. Шеиным проект федерального закона N 70002-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и отмечает следующее.
1. Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1), которыми предусматривается изложить в новой редакции часть 1 статьи 2 Закона N 1541-1. Согласно данным изменениям граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести его на условиях, предусмотренных Законом N 1541-1, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в общую долевую собственность либо в собственность одного лица с согласия всех имеющих право на приватизацию данного жилого помещения совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Нормами законопроекта исключается необходимость получения согласия граждан на приватизацию жилых помещений, имеющих права пользования такими жилыми помещениями на условиях договора социального найма, но уже использовавших свое право на приватизацию жилых помещений при приватизации других жилых помещений. Необходимость внесения указанных изменений авторами законопроекта обосновывается тем, что такие граждане по тем или иным причинам не дают согласия на приватизацию жилого помещения остальным гражданам, имеющим право пользования таким жилым помещением, и тем самым лишают их возможности приобретения его в собственность.
Вместе с тем внесение предлагаемых изменений не соответствует нормам части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предусматривающим, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Исключение необходимости получения согласия граждан на приватизацию жилых помещений, использовавших ранее свое право на приватизацию жилых помещений, нарушает принцип равенства прав нанимателя и членов его семьи при решении данного вопроса. Следует также учитывать, что приватизация жилых помещений влияет на правовое положение лиц, проживающих в таких помещениях на условиях социального найма, но не имеющих право участвовать в данной приватизации, поскольку в указанном случае изменяется форма собственности на такое жилое помещение и данные лица в силу статьи 31 ЖК РФ и статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретают лишь право пользования этими жилыми помещениями. При этом в данном случае указанные лица будут иметь значительно меньше жилищных прав на данные жилые помещения по сравнению с лицами, проживающими в жилых помещениях по договорам социального найма (статьи 67, 69 ЖК РФ).
В законопроекте также не учитывается то обстоятельство, что наниматель и члены его семьи, имеющие право на приватизацию жилого помещения, могут иметь на праве собственности другие жилые помещения. В связи с этим в данном случае представляется еще более необоснованным исключение требования о необходимости получения согласия граждан на приватизацию жилых помещений, имеющих права пользования такими жилыми помещениями на условиях договора социального найма, но уже использовавших свое право на приватизацию жилых помещений при приватизации других жилых помещений
В связи с изложенным, полагаем, что внесение указанных в законопроекте изменений не может быть поддержано.
2. По мнению авторов законопроекта указание в части 1 статьи 2 Закона N 1541-1 на совместное проживание с нанимателем его членов семьи в целях реализации их права на приватизацию некорректно, поскольку согласно статье 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма. Кроме того, по мнению авторов законопроекта в настоящее время в нормах части 1 статьи 2 Закона N 1541-1 не учитывается требование статьи 7 этого Закона, согласно которому в договор передачи жилого помещения в собственность включаются также несовершеннолетние граждане, проживающие отдельно от лиц, которым это жилое помещение передается в общую собственность, но не утратившие право пользования данным помещением.
Вместе с тем из положений части 1 статьи 2 Закона N 1541-1 не следует, что указанное временное отсутствие нанимателя или кого-либо из совместно проживающих с ним членов семьи является основанием для лишения их права на приватизацию соответствующего жилого помещения. Следовательно, нормы части 1 статьи 2 Закона N 1541-1 должны применяться во взаимосвязи с нормами статьи 71 ЖК РФ. Кроме того, исключение в данном случае указания на совместное проживание с нанимателем членов его семьи может вызвать правовые споры о том, от каких членов семьи нанимателя необходимо будет получать согласие на приватизацию жилого помещения.
Полагаем также, что предусмотренной в статье 7 Закона N 1541-1 оговорки относительно указанных несовершеннолетних граждан, проживающих отдельно от лиц, которым это жилое помещение передается в собственность достаточно для реализации их права на приватизацию данных жилых помещений.
3. По мнению авторов законопроекта в части 1 статьи 2 Закона N 1541-1 не учитывается право бывших членов семьи нанимателя, проживающих в жилых помещениях, на приватизацию таких жилых помещений. В части 1 статьи 2 Закона N 1541-1 предусмотрено, что граждане могут приватизировать занимаемые жилые помещения на условиях, предусмотренных этим Законом, а также иными нормативными актами Российской Федерации. При этом согласно части 4 статьи 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Полагаем, что в данном случае нормы части 1 статьи 2 Закона N 1541-1 должны применяться во взаимосвязи с указанными нормами ЖК РФ, поэтому указанные граждане также имеют права на приватизацию жилых помещений, в которых они проживают. В связи с этим внесение указанных в законопроекте изменений нецелесообразно.
4. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 1541-1 правом на приватизацию обладают граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд). При этом собственником имущества, в том числе жилых помещений, закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления являются соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Согласно пункту 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ под муниципальным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Следовательно, в муниципальный жилищный фонд включаются жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений.
Нормами законопроекта в части 1 статьи 2 Закона N 1541-1 предлагается исключить слова "включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд)", поскольку по мнению авторов законопроекта в данной норме они являются излишними.
Вместе с тем наличие в части 1 статьи 2 Закона N 1541-1 указанной оговорки относительно жилых помещений ведомственного фонда можно оправдать с практической точки зрения. В ряде случаев многие предприятия и даже целые ведомства запрещали приватизацию гражданами, закрепленного за ними на праве оперативного управления и хозяйственного ведения жилья ведомственного фонда, не учитывая требования жилищного законодательства. При этом возникновение таких ситуаций нельзя исключить и в настоящее время. В связи с этим внесение предлагаемых в законопроекте изменений не может быть поддержано.
5. По мнению авторов законопроекта указание в части 1 статьи 2 Закона N 1541-1 на то, что несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет наравне в другими членами семьи нанимателя могут приобрести занимаемые ими жилые помещения в собственность является избыточным, поскольку согласно статье 7 этого Закона в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние граждане, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними лицами собственность.
Вместе с тем в данном случае указание на данную категорию несовершеннолетних лиц связано с тем, что согласно части 1 статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет обладают определенной дееспособностью и могут совершать сделки, за исключением названных в пункте 2 данной статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. В связи с этим внесение предлагаемых в законопроекте изменений не может быть поддержано. Кроме того, в тексте законопроекта не исключается указание на упомянутое право несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет, содержащееся в действующей редакции части 1 статьи 2 Закона N 1541-1.
6. Нормами законопроекта в часть 1 статьи 2 Закона N 1541-1 предлагается внести изменения, предусматривающие, что в процессе приватизации жилые помещения передаются гражданам исключительно в общую долевую собственность. По мнению авторов законопроекта согласно нормам Семейного кодекса Российской Федерации (статьи 33, 34) имущество на праве общей совместной собственности может находиться только у супругов.
Вместе с тем с данным утверждением авторов законопроекта нельзя согласиться. Согласно части 3 статьи 244 ГК РФ общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. При этом нормами ГК РФ перечень таких случаев, которые могут быть установлены законом, не ограничен.
В то же время в действующей редакции части 1 статьи 2 Закона N 1541-1 отсутствует указание на возможность приватизации гражданами жилых помещений, находящихся в государственном и муниципальном жилищном фонде, в общую совместную собственность. Следовательно, в настоящее время согласно части 3 статьи 244 ГК РФ по общему правилу такие жилые помещения в процессе их приватизации могут быть переданы гражданам только в общую долевую собственность. В связи с этим на сегодняшний день отсутствует необходимость для внесения указанных в законопроекте изменений.
Следует также отметить, что в пояснительной записке к законопроекту не указываются конкретные факты, подтверждающие, что внесение предлагаемых изменений необходимо для устранения проблем, возникающих в процессе правоприменительной практики реализации норм Закона N 1541-1.
Комитет обращает внимание, что действующий уже почти 20 лет Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" утрачивает силу с 1 марта 2013 года, т.е. менее чем через один год, в связи с чем внесение в него каких-либо изменений вряд ли является оправданным.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.