Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 19526-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", внесенному депутатом Государственной Думы Я.В. Зелинским
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается обязательное проведение публичных слушаний до даты назначения референдума при принятии решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде. Полагаем, что данная проектируемая норма потребует внесения изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), в статье 28 которого публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования и только по вопросам, перечень которых установлен в части 3 указанной статьи Закона N 131-ФЗ. В перечне не предусмотрен вопрос, связанный с принятием решения по размещению объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде.
Полагаем, что нуждается в дополнительном обсуждении проектируемая норма части 5 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) об установлении уголовной ответственности руководителей предприятий в том числе за превышение лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, поскольку такая ответственность не устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ), а внесение соответствующих изменений в УК РФ проект не предусматривает. Кроме того, обращаем внимание на то, что Законом N 7-ФЗ вид ответственности (имущественная, дисциплинарная, административная, уголовная) определяется в зависимости от степени причинного окружающей среде вреда (часть 3 статьи 22 Закона N 7-ФЗ). Следует также учесть, что законодательством Российской Федерации обязательное установление лимитов осуществляется только для отходов производства и потребления (статья 24 Закона N 7-ФЗ). Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов могут устанавливаться на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов и только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (статья 23 Закона N 7-ФЗ).
В связи с пунктом 3 проекта обращаем внимание на то, что Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) уже установлен запрет на реализацию объекта государственной экологической экспертизы при получении отрицательного заключения государственной экологической экспертизы. Кроме того, отмечаем, что при проведении экологической экспертизы устанавливается соответствие документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. Таким образом, полагаем необходимым согласовать проектируемую в пункте 3 проекта норму с положениями Закона N 174-ФЗ.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.