Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 30973-6 "О внесении изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (о зачислении суммы денежных взысканий (штрафов) за несоблюдение правил благоустройства территорий поселений и городских округов в бюджеты соответствующих поселений, городских округов), внесенный Законодательным Собранием Забайкальского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 30973-6 "О внесении изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Забайкальского края, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в нормы части 4 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), предусматривающие зачисление суммы денежных взысканий (штрафов) за несоблюдение правил благоустройства территорий поселений и городских округов, установленных законами субъектов Российской Федерации, в бюджеты соответствующих поселений, городских округов. При этом согласно действующим нормам этой части статьи 46 БК РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (в части бюджетов субъектов Российской Федерации), а также денежных взысканий (штрафов), установленных законами субъектов Российской Федерации, подлежат зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
Необходимо учитывать, что утверждение правил благоустройства территории поселения (городского округа), устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, а также установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий относится к вопросам местного значения соответственно поселений и городских округов, установленных в пункте 19 части 1 статьи 14 и пункте 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку установление указанных правил, а также непосредственно организация благоустройства территорий поселений и городских округов относятся к предметами ведения данных муниципальных образований зачисление указанных сумм денежных взысканий (штрафов) за упомянутые правонарушения в бюджеты поселений и городских округов представляется обоснованным. В то же время необходимо учитывать, что законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена административная ответственность за нарушение иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления. При этом зачисление в местные бюджеты сумм штрафов, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации только за нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов, не может существенно увеличить уровень собственных доходов местных бюджетов.
Кроме того, следует отметить, что согласно нормам части 1 статьи 1.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления могут наделяться полномочиями субъекта Российской Федерации по созданию административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации. Однако, нормами БК РФ не предусмотрена возможность зачисления в местные бюджеты сумм денежных взысканий (штрафов), налагаемых административными комиссиями, созданными органами местного самоуправления в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, полагаем, что целесообразно рассмотреть вопрос о зачислении в местные бюджеты всех сумм денежных взысканий (штрафов), установленных законами субъектов Российской Федерации за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также сумм денежных взысканий (штрафов), налагаемых административными комиссиями, созданными органами местного самоуправления в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями субъекта Российской Федерации).
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию законопроекта при условии учета указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.