Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 11928-6 "О народном образовании"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 20 сентября 2012 года (протокол N 46, пункт 62) Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 11928-6 "О народном образовании", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, Ж.И. Алферовым, И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, А.А. Андреевым, О.Н. Алимовой, А.В. Корниенко, О.А. Куликовым, С.Г. Левченко, Т.В. Плетневой, Н.В. Разворотневым, С.Н. Решульским, С.А. Гавриловым, А.Е. Локоть, и отмечает.
Законопроект предлагает новые принципы финансирования образовательной деятельности. Государство, гарантируя гражданам получения образования, обязано ежегодно, начиная с 2015 года, выделять на финансирование образования в размере не менее 7% ВПП и не менее 7% расходов федерального бюджета на финансирование высшего и послевузовского образования, за счет которых в федеральных высших учебных заведениях должны обучаться не менее 260 студентов на каждые 10000 человек, проживающих в Российской Федерации.
Кроме того, законопроект предусматривает освобождение образовательных организаций от уплаты всех видов налогов независимо от их организационно-правовых форм в части дохода от деятельности по реализации образовательных программ на возмездной основе, а также от деятельности, предусмотренной уставом этих организаций, и специальную систему льгот для инвесторов в системе образования и для собственников, сдающих свое имущество в аренду образовательным учреждениям.
Из федерального бюджета законопроектом предлагается субсидировать не менее 50% размера родительской платы в дошкольных учреждениях и субсидировать местные бюджеты для финансирования дополнительного образования.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рамках своих предметов ведения по ряду положений законопроекта имеет следующие замечания.
Комитет отмечает, что не поддерживает предлагаемый законопроектом принципиально новый порядок финансирования образовательной деятельности. Этот порядок нарушает существующее разграничение полномочий по предоставлению образования между различными уровнями власти в Российской Федерации, перекладывая финансирование всех полномочий в этой сфере на федеральный бюджет.
К тому же, предлагаемый порядок вступает в противоречие с нормами Федерального закона от 6 октября 1999г. N 184-ФЗ " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с подпунктом 13.2 пункта 2 статьи 26.3 которого финансовое обеспечения дошкольного, начального, основного и среднего общего образования в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, оплаты труда педагогических работников и расходов на учебники, учебные пособия и технические средства обучения является полномочием субъекта Российской Федерации и осуществляется за счет средств бюджета субъекта. К полномочиям субъектов Российской Федерации в настоящее время относится и финансирование дополнительного образования и компенсация родительской платы в дошкольных учреждениях.
Комитет отмечает, что предлагаемое законопроектом освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов и предоставление налоговых льгот инвесторам и арендодателям приведет к выпадению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и нарушит принцип всеобщности и равенства налогообложения, установленный статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 56 Налогового кодекса определено, что льготы по федеральным, региональным налогам и сборам устанавливаются и отменяются соответственно Кодексом или законами субъектов Российской Федерации о налогах, а по местным налогам - Кодексом или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Вместе с тем, поскольку соответствующих поправок в Налоговый кодекс рассматриваемый законопроект не содержит, не представляется возможным определить - льготы по каким видам налогов и в каком размере предлагается установить указанным организациям и физическим лицам.
Кроме того, размеры выпадающих доходов соответствующих бюджетов и источники их компенсации в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не приводятся.
Положения законопроекта не учитывает нормы Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", в том числе в части различных принципов финансового обеспечения деятельности казенных образовательных учреждений, осуществляемого на основе сметы, и финансового обеспечения выполнения государственного задания бюджетными и автономными образовательными учреждениями, осуществляемого на основе субсидий, а также не учитывает особенности, связанные с различием типов образовательных учреждений (казенные, бюджетные, автономные и частные).
Ряд положений статей 77 и 78 законопроекта вступает в противоречие с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в части отсутствия в Бюджетном кодексе понятия "государственные (муниципальные) субсидии" и в части распоряжения государственными (муниципальными) учреждениями финансовыми средствами и остатками финансовых средств на конец отчетного периода. Кроме того, законопроект предлагает федеральные нормативы финансового обеспечения реализации основных общеобразовательных программ устанавливать федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Однако в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются бюджетные ассигнования, т.е. предельные объемы денежных средств, предусмотренных в очередном финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
По мнению Комитета для реализации законопроекта потребуются дополнительные финансовые средства для исполнения новых видов расходных обязательств, однако в законопроекте не содержится норм, определяющих источники и порядок исполнения этих обязательств, что противоречит пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса.
Необходимо отметить, что Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрена структурная и технологическая модернизация образования, которая позволит увеличить общие расходы на образование (частные и государственные) до 6,5-7% ВВП к 2020 году.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 11928-6 "О народном образовании" и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.