Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей
на проект федерального закона N 11928-6 "О народном образовании", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, Ж.И. Алферовым, И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, А.А. Андреевым, О.Н. Алимовой, А.В. Корниенко, О.А. Куликовым, С.Г. Левченко, Т.В. Плетневой, Н.В. Разворотневым, С.Н. Решульским, С.А. Гавриловым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам национальностей в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 10 сентября 2012 года N 43 рассмотрел проект федерального закона N 11928-6 "О народном образовании" в рамках своих предметов ведения и сообщает следующее.
Авторы законопроекта в статье 13 закрепляют нормы, позволяющие использовать в образовании дистанционные образовательные технологии. Система дистанционного образования актуальна для районов Крайнего Севера и других труднодоступных местностей, так как очень часто из-за неблагоприятных метеоусловий и плохой транспортной сети учащиеся не могут посещать учебные заведения, что препятствует качественному освоению образовательных программ.
Вместе с тем, в законопроекте необходимо четко зафиксировать критерии, касающиеся организации и содержания малокомплектных школ. Комитет поддерживает позицию авторов законопроекта о финансировании малокомплектных сельских школ вне зависимости от количества учащихся. Учитывая, что в большинстве сельских школ за партами сидит не более 5-10-ти человек, содержание этих школ становится нерентабельным. Естественно, что без школы село или деревня может исчезнуть, а работоспособное население, как правило, переезжает туда, где есть общеобразовательные учреждения для детей.
Кроме того, в законопроекте не отражена возможность получения кочевого образования. Жизнь показала, что дети коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которые получают образование в школах-интернатах, практически утрачивают связь с семьей и родителями, оседают в городах и поселках, не хотят заниматься традиционными видами хозяйственной деятельности. Малокомплектная кочевая школа дает возможность этим детям получать дошкольную подготовку и обучаться в школе, не разлучаясь с родителями и не теряя своей этнической самобытности.
В настоящее время органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливают статус малокомплектной школы (малокомплектной кочевой школы). По мнению Комитета, критерии подобной школы необходимо зафиксировать и на федеральном уровне.
Вместе с тем, представляется излишним подробно закреплять отдельные положения, прописанные в п. 8 статьи 48 законопроекта (конкретные дисциплины), так как данные положения могут являться предметом регулирования подзаконных нормативно-правовых актов.
Комитет Государственной Думы по делам национальностей считает своевременной и актуальной инициативу авторов законопроекта, однако в предложенной редакции не может поддержать проект федерального закона N 11928-6 "О народном образовании", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, Ж.И. Алферовым, И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, А.А. Андреевым, О.Н. Алимовой, А.В. Корниенко, О.А. Куликовым, С.Г. Левченко, Т.В. Плетневой, Н.В. Разворотневым, С.Н. Решульским, С.А. Гавриловым.
Председатель Комитета |
Г.К. Сафаралиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.