Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Правовое управление сообщает следующее.
1. В соответствии с частью 5 статьи 11 законопроекта высшее образование (бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации) является соответствующим уровнем профессионального образования. В связи с этим не ясно и нуждается в обосновании позиция, в соответствии с которой по тексту законопроекта "высшее образование" указывается без ссылки на то, что оно является "профессиональным", в то время как в отношении иного уровня профессионального образования содержится полное обозначение - "среднее профессиональное образование" (например, часть 1 статьи 71 законопроекта). Кроме того, устранение данной несогласованности приведет к существенному сокращению изменений, предусмотренных законопроектом N 121975-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации".
2. Статья 2 законопроекта определяет основные понятия. Вместе с тем в ней отсутствуют определения используемых в проектируемом законе таких понятий как "автономия образовательных организаций", "академические права и свободы педагогических работников и обучающихся", "федеральные государственные требования".
В пункте 27 указанной статьи предлагается определение "профильного обучения", которое далее в законопроекте не используется. В пункте 30 данной статьи содержится определение "трудоемкости обучения", но в самом законопроекте речь идет лишь о трудоемкости учебной нагрузки и трудоемкости освоения программ.
Обращаем внимание, что в составе участников отношений в сфере образования отсутствует Российская Федерация (пункт 33 статья 2 законопроекта).
В пункте 34, на наш взгляд, следует уточнить и вести речь не только об интересах обучающегося, но и об интересах его законных представителей, что есть далее в тексте законопроекта.
3. В статье 5 законопроекта "Законодательство Российской Федерации об образовании" к законодательству Российской Федерации отнесены, в том числе, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты в сфере образования. Полагаем, что при использовании термина "законодательство" должен подразумеваться его собственный смысл, то есть должны пониматься только законодательные акты. Также обращаем внимание, что в понятие "законодательство Российской Федерации" не включаются законодательные акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. По нашему мнению, в названии предлагаемой законопроектом статьи 5 следует вести речь о правовой основе, либо о правовом регулировании соответствующих отношений.
4. В подпункте 2 пункта 5 статьи 6 законопроекта не ясно, кто определяет "выдающиеся способности" лиц, а в подпункте 3 этого же пункта не ясно, по какому принципу или на основании какого нормативного акта (закона) лицо будет отнесено к лицам, нуждающимся в социальной поддержке. Замечание аналогичного характера касается абзаца четвертого части 2 статьи 56 законопроекта в части обучающихся, нуждающихся в социальной помощи.
5. Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 и пункту 8 части 1 статьи 9 законопроекта на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта Российской Федерации возлагаются одинаковые полномочия по организации предоставления дополнительного профессионального образования. Обращаем внимание, что согласно пункту 4 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральные законы, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 7 законопроекта к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесены разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ. В связи с этим обращаем внимание, что в соответствии с положениями проекта федерального закона N 116795-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации, понятие "долгосрочные целевые программы" заменяется понятием "государственные (муниципальные) программы". Кроме того, понятие "федеральные целевые программы" необходимо соотнести с понятием "государственные программы Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 7 законопроекта к полномочиям федеральных органов государственной власти относится организация проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования (за исключением государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе лиц, изучавших родной язык и родную литературу при получении основного общего образования и среднего общего образования). В то же время в законопроекте не указывается, какие органы будут осуществлять организацию проведения государственной (итоговой) аттестации в указанном случае.
Согласно части 2 статьи 7 законопроекта федеральные органы государственной власти вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования. Исходя из диспозитивности данной нормы неясно, к полномочиям каких органов будет относиться организация предоставления указанных видов образования в федеральных государственных образовательных организациях.
6. Положения подпунктов "б" и "в" пункта 2 части 7 статьи 8 законопроекта следует согласовать с положениями статьи 97 законопроекта, не предусматривающими возможность применения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, указанных в данных подпунктах мер воздействия. При этом положение подпункта "в" указанного пункта 2, относящее к полномочиям указанного федерального органа исполнительной власти право выдачи обязательных для исполнения предписаний об отстранении от должности должностных лиц организаций, осуществляющих образовательную деятельность, нуждается в дополнительном обсуждении с учетом того, что условия и порядок привлечения должностных лиц организаций к дисциплинарной ответственности определяются их учредительными и иными внутренними документами.
7. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 9 законопроекта к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе. Полагаем, что данная норма нуждается в согласовании со статьей 18 законопроекта, в которой речь идет об одном федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе. Аналогичное замечание относится к пункту 9 части 2 статьи 28 законопроекта.
Часть 2 статьи 9 законопроекта, предусматривающую осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий посредством предоставления из бюджетов субъектов местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов, необходимо соотнести с положениями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Кроме того, в части 2 статьи 9 законопроекта требует уточнения понятие "иные межбюджетные трансферты". При этом полагаем необходимым указать, в какой форме будут предоставляться денежные средства местным бюджетам.
8. В части 6 статьи 12 законопроекта предусматривается установление специальных федеральных государственных образовательных стандартов. При этом ни в указанной статье, ни в статье 2 законопроекта, содержащей понятийный аппарат, суть таких стандартов не раскрывается.
9. В подпункте "а" пункта 2 части 3 статьи 13 и далее по тексту законопроекта не ясен критерий, кто является специалистом среднего звена. Обращаем внимание, что Трудовым кодексом Российской Федерации такое понятие не предусмотрено.
10. В части 3 статьи 18 законопроекта используется термин "образовательная организация в сфере дошкольного образования", содержание которого не раскрыто и не соответствует терминологии законопроекта. Кроме того, в части 6 указанной статьи необходимо уточнить, что значит "привлекаются уполномоченные органы государственной власти".
11. В части 4 статьи 20 законопроекта отсутствуют цели присвоения образовательным и иным организациям статуса федеральной или региональной инновационной площадки.
12. Согласно части 1 статьи 22 законопроекта уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в порядке и сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации, однако такие порядок и сроки ни законодательством о государственной регистрации юридических лиц, ни положениями смежного проекта федерального закона N 121975-6 не установлены.
13. В различных положениях законопроекта (например, пункты 19, 20 статьи 2, статья 23) используется понятие "основной (уставной) вид деятельности", из буквального содержания которого следует, что основной для организации является любая деятельность, указанная в ее уставе. Вместе с тем в статье 23 законопроекта критерием для определения типов образовательных организаций выступает осуществление в качестве основной (уставной) деятельности образовательной деятельности по реализации того или иного вида образовательных программ, в связи с чем неясно, к какому типу следует относить образовательную организацию, в уставе которого предусмотрена возможность реализации различных видов образовательных программ. Также применительно к положению части 4 статьи 23 законопроекта следует отметить, что некоммерческие организации вправе реализовывать лишь те виды образовательных программ, которые указаны в ее уставе (см. пункт 2 части 3 статьи 25 законопроекта).
Согласно части 5 статьи 23 законопроекта "тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании и указывается в уставе образовательной организации. Наименование образовательной организации должно содержать указание на тип образовательной организации с учетом ее организационно-правовой формы". В связи с этим обращаем внимание, что согласно положениям данной статьи тип образовательной организации не зависит от ее организационно-правовой формы, соответственно, реорганизация образовательной организации сама по себе не влечет изменения ее типа. Также не имеется прямой связи между переименованием и изменением типа образовательной организации.
Кроме того, перечень дополнительных функций в части 6 вышеуказанной статьи четко не определен, что недопустимо в рамках нормы закона (аналогичное замечание в отношении перечня структурных подразделений образовательных организаций, см. часть 2 статьи 27 законопроекта).
14. В статье 24 законопроекта следует уточнить цели и критерии присвоения образовательной организации высшего образования категории "федеральный университет", а также кем разрабатываются программы развития федеральных университетов.
Кроме того, согласно части 2 указанной статьи категория "федеральный университет" по решению Президента Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Исходя из данной формулировки не ясно, какого рода решение будет принимать Президент Российской Федерации, в связи с чем полагаем, что данная норма является неопределенной и нуждается в уточнении (замечание в части "решения" касается также статьи 104 законопроекта). Также отмечаем, что изменение типа государственного научного учреждения само по себе не меняет вид его основной (уставной) деятельности и, таким образом, не дает ему статуса образовательной организации (см. пункт 19 статьи 2 законопроекта).
15. Согласно положению части 2 статьи 25 законопроекта "устав образовательной организации, а также вносимые в него изменения утверждаются его учредителем". Данное положение нуждается в корректировке с учетом того, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения, но и в форме любой другой некоммерческой организации (см. часть 1 статьи 22 законопроекта).
16. В части 9 статьи 27 законопроекта установлен запрет на создание и деятельность в структуре государственных и муниципальных образовательных организаций общественно-политических и религиозных движений. Вместе с тем законодательством такие понятия не определены.
17. Положение пункта 1 части 2 статьи 28 законопроекта, относящее к компетенции образовательной организации разработку устава образовательной организации, нуждается в дополнительном обсуждении с учетом того, что на момент государственной регистрации образовательной организации ее устав должен быть уже разработан и утвержден ее учредителем (см. часть 2 статьи 25 проекта).
В подпункте 6 части 2 статьи 28 законопроекта содержится указание о приеме на работу всех работников образовательной организации, но в отношении повышении квалификации речь идет только о педагогических работниках. Вместе с тем, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (статья 21), все работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами. Кроме того, не ясно, что следует понимать под "научно-технической (творческой) деятельностью" в части 3 и какого рода организации понимаются под "лагерями" в части 4 указанной статьи (например, в части 8 стати 89 указываются конкретные лагеря (физкультурно-спортивные).
18. Во взаимосвязи частей 1 и 5 статьи 32 законопроекта невозможно определить случаи, при которых иные юридические лица будут считаться организациями, осуществляющими обучение.
19. В статье 34 законопроекта содержится указание на аспирантов, при этом нигде в законопроекте не раскрывается содержание понятия аспирантуры.
20. Содержание статьи 44 законопроекта в части наложения дисциплинарных взысканий нуждается, на наш взгляд, в дополнительном обсуждении, поскольку из предлагаемой редакции не ясен порядок снятия дисциплинарных взысканий, а также механизм их обжалования.
21. Содержание и наименование статьи 45 законопроекта необходимо соотнести между собой в части применения унифицированного понятия относительно категорий граждан, на которых она распространяется (родители (законные представители).
22. Положения статьи 46 законопроекта следует соотнести с Трудовым кодексом Российской Федерации в части использования понятия "дисциплинарное расследование".
23. По нашему мнению, является не определенной и нуждается в уточнении часть 5 статьи 48 законопроекта, согласно которой "предоставляемые академические права и свободы влекут за собой ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения".
24. Пункт 3 части 3 статьи 52 законопроекта в части систематического повышения своей квалификации необходимо согласовать со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой повышение квалификации - это право, а не обязанность работника.
25. Полагаем, содержание части 2 статьи 58 законопроекта следует уточнить, поскольку в предложенной редакции не ясно, может ли квота целевого приема быть больше 15 процентов контрольных цифр приема граждан.
26. В пункте 4 части 2 статьи 61 законопроекта содержится указание на присвоение "академической степени бакалавра или квалификации бакалавра", при этом в законопроекте не раскрывается, в чем между ними различие. Кроме того, исходя из редакции указанной части 2, не ясно, какой документ об образовании будут получать лица, окончившие аспирантуру, и как можно окончить аспирантуру, не защитив диссертации и не получив диплом кандидата наук (пункт 5 части 4 статьи 73 законопроекта), с учетом того, что написание диссертации является основным элементом обучения в аспирантуре.
27. В положениях частей 5 и 6 статьи 62 законопроекта полагаем целесообразным уточнить материальные последствия досрочного расторжения договора об оказании платных образовательных услуг (в том числе в результате прекращения деятельности образовательной организации, аннулировании у нее лицензии или лишения ее аккредитации), в частности, в каких случаях и в каком объеме полученные образовательной организацией суммы оплаты образовательных услуг подлежат возврату.
28. В абзаце втором части 4 статьи 64 законопроекта следует уточнить, о каких именно основных общеобразовательных программах идет речь, иначе из предложенной редакции данного абзаца следует, что образовательные программы дошкольного образования могут реализовываться, в частности, профессиональными образовательными организациями.
29. В соответствии с частью 1 статьи 66 законопроекта образовательная организация, реализующая образовательные программы дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми. По нашему мнению, диспозитивность данной нормы нуждается в согласовании с пунктом 1 части 2 статьи 23 законопроекта, согласно которому дошкольная образовательная организация осуществляет в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Согласно части 2 статьи 66 законопроекта "за осуществление присмотра и ухода за ребенком образовательная организация взимает плату с родителей (законных представителей) в размере, установленном ее учредителем с учетом материального положения родителей (законных представителей) обучающихся". Полагаем, что данная формулировка нуждается в уточнении в части того, может ли такая плата быть различной для родителей с учетом их материального положения или должна быть одинаковой для всех потребителей (публичный договор). Аналогичное замечание относится к положению части 6 статьи 67 законопроекта. Также для исключения возможности установления правоприменителю необоснованно широких пределов усмотрения полагаем целесообразным уточнить понятие "материальное положение родителей".
Кроме того, согласно части 2 указанной статьи размер платы за осуществление присмотра и ухода за ребенком устанавливается учредителем образовательной организации с учетом материального положения родителей (законных представителей) обучающихся, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Обращаем внимание, что "муниципальный правовой акт" является обобщающим термином для всех видов актов, принимаемых в муниципальном образовании, при этом нормативные правовые акты принимаются только представительным органом муниципального образования (часть 1 статьи 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). С учетом того, что указанное регулирование предлагается осуществлять только законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возможно речь должна идти только о нормативных правовых актах муниципальных образований. Аналогичное замечание относится к части 6 статьи 67 законопроекта.
Полагаем, что в редакционном уточнении нуждается фраза "государственные и муниципальные образовательные организации, находящиеся на территории субъекта Российской Федерации", содержащаяся в абзаце первом части 4 статьи 66 законопроекта, с учетом того, что все образовательные организации находятся на территории субъектов Российской Федерации.
30. Обращаем внимание, что в части 2 статьи 68 законопроекта содержится указание на то, что прием на обучение детей "по образовательным программам дошкольного образования начинается с достижения ими возраста двух месяцев.
31. Согласно части 3 статьи 69 законопроекта при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, используются контрольные измерительные материалы, при этом за разглашение сведений, содержащихся в указанных материалах, обучающиеся, проходящие государственную (итоговую) аттестацию, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. Обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. При этом обучающийся, проходящий государственную (итоговую) аттестацию по завершению освоения образовательной программы основного общего образования может еще не достигнуть указанного возраста.
32. Часть 2 статьи 70 законопроекта, согласно которой единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по нашему мнению, требует согласования с пунктом 11 части 1 статьи 7 законопроекта, в соответствии с которым к полномочиям федеральных органов государственной власти относится организация проведения государственной (итоговой) аттестации, в том числе разработка контрольных измерительных материалов и обеспечение ими субъектов Российской Федерации, организация и осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, а обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации пунктом 9 части 1 статьи 9 законопроекта отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
33. В соответствии с положениями статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указанные в абзаце четвертом части 2 статьи 73 виды образования должны быть поименованы полностью и раздельно применительно к определенной профессии: "высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование". В противном случае предлагаемый вид образования может расцениваться как единый для медицинских или фармацевтических работников. Аналогичное замечание касается абзаца первого части 4, абзацев второго и четвертого части 5, части 8 статьи 87, части 8 статьи 114.
Кроме того, пункт 6 части 4 статьи 73 законопроекта не содержит указания на конкретную присваиваемую квалификацию (в отличие от предыдущих пунктов указанной части 4), что, на наш взгляд, неприемлемо в контексте закона.
34. Содержание части 5 статьи 74 законопроекта нуждается в уточнении, поскольку в первом предложении этой части указано, что перечень граждан и перечень преимуществ устанавливается настоящей статьей, а второе предложение этой же части статьи уже предусматривает, что перечни могут быть изменены, если "настоящим Федеральным законом не установлено иное".
Согласно пункту 3 части 8 статьи 74 законопроекта право на прием на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования имеют граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Во избежание неправильного толкования норм закона необходимо уточнить, о каком именно субъекте идет речь, о субъекте, где проживает поступающий или о субъекте, где находится образовательная организация, в которую будет осуществляться поступление.
Принимая во внимание терминологию статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" полагаем, что предлагаемый пункт 8 части 8 статьи 74 законопроекта нуждается в уточнении, и вместо понятия "дети прокуроров, погибших (умерших)" следует вести речь о детях погибших (умерших) прокурорских работников.
Обращаем внимание, что предлагаемая в пункте 12 части 8 статьи 74 законопроекта категория "граждане из подразделений особого риска" в законодательстве Российской Федерации не определена.
35. В части 2 статьи 79 законопроекта не ясно, что понимается под "профессиональным сообществом". Имеются ли в виду профессиональные союзы педагогических работников или же иные организации, созданные педагогическими работниками.
36. Нуждаются в дополнительном обсуждении различия и целесообразность одновременного наличия в законе (с учетом близости наименования и внутреннего содержания) институтов профессиональной переподготовки и повышения квалификации в рамках профессионального обучения (статья 77 законопроекта) и институтов профессиональной переподготовки и повышения квалификации в контексте дополнительного профессионального образования (статья 81 законопроекта).
37. В части 5 статьи 82 законопроекта не ясно и нуждается в уточнении, о каких именно "образовательных организациях, реализующих основные и дополнительные образовательные программы независимо от типа образовательной организации" идет речь.
38. Согласно части 1 статьи 85 законопроекта органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают общеобразовательные организации при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Обращаем внимание, что согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации, а в соответствии с предлагаемой проектом федерального закона N 121975-6 редакцией пункта 3 статьи 13 указанного Закона Российской Федерации обеспечение условий для получения осужденными общего образования является обязанностью учреждений, исполняющих наказания. При этом в соответствии со статьей 10.1 данного Закона Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы. Таким образом, осуществление указанных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации. Учитывая изложенное, полагаем, что возложение данного полномочия на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации требует дополнительного обсуждения.
39. В отношении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 86 законопроекта обращаем внимание, что функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, а также по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей в настоящее время осуществляются одним и тем же органом (Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314). Кроме того, в отношении пункта 6 части 1 статьи 86 законопроекта сообщаем, что функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны осуществляет Федеральная служба охраны Российской Федерации, в компетенцию которой не входят функции в области внешней разведки (Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013). Что касается наименования "федеральный орган исполнительной власти в области обороны и безопасности государства", употребляемого в пункте 3 части 7 статьи 86 законопроекта, обращаем внимание, что указанные функции осуществляют разные федеральные органы исполнительной власти.
Полагаем необходимым уточнить содержание абзаца второго части 2 статьи 86 законопроекта, из которого можно сделать вывод о том, что образовательная программа реализуется исключительно в интересах федерального государственного органа.
40. В части 3 статьи 87 законопроекта не ясно, почему речь идет только о дополнительных программах, в связи с чем возникает вопрос, кем разрабатываются и утверждаются основные профессиональные программы медицинского и фармацевтического образования.
41. Положение части 5 статьи 88 законопроекта, согласно которому освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры, требует согласования с частью 1 статьи 60 законопроекта, в соответствии с которой форма и порядок итоговой аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Кроме того, указанной частью 5 предусмотрено, что лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и прошедшим итоговую аттестацию, выдается заверенное печатью образовательной организации свидетельство об освоении этих программ по образцу, установленному федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры, что не согласуется с частью 7 статьи 61 законопроекта, согласно которой лицам, прошедшим итоговую аттестацию по соответствующим основным или дополнительным образовательным программам выдаются документы об образовании и (или) квалификации, форма которых самостоятельно устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а документы об образовании и (или) квалификации установленного образца выдаются только лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию (часть 8 статьи 61 законопроекта).
42. Поскольку в соответствии с положением части 6 статьи 91 законопроекта общественная аккредитация образовательных организаций и педагогических работников может осуществляться любой централизованной религиозной организацией, положение второго предложения данной части о том, что порядок такой аккредитации определяется проводящей ее "российской централизованной религиозной организацией", нуждается в корректировке с учетом пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому использование слова "российский" допускается в наименовании только той централизованной религиозной организации, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации.
43. В части 4 статьи 93 законопроекта полагаем необходимым дать отдельное наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования.
Согласно части 5 указанной статьи федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Обращаем внимание, что согласно пункту 2 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации указанное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности только находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального агентства по делам молодежи. Кроме того, полагаем, что осуществление координации деятельности органов местного самоуправления (как субъектов системы образования) федеральным органом исполнительной власти требует дополнительного обсуждения с учетом того, что решение вопросов местного значения, к которым относится и деятельность органов местного самоуправления в сфере образования осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
44. Необходимость детальной регламентации вопросов лицензирования и государственной аккредитации в статьях 95 и 96 законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку сами статьи при регулировании данных вопросов содержат отсылку на Положение о лицензированию образовательной деятельности и Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, утверждаемые Правительством Российской Федерации.
45. Согласно положению части 5 статьи 95 законопроекта переоформление лицензии помимо случаев, установленных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, осуществляется лицензирующим органом также в случае реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения при наличии лицензии у одного или нескольких реорганизованных юридических лиц, в связи с чем необходимо уточнить, что речь идет о наличии лицензии у присоединяемого юридического лица, поскольку в противном случае оснований для переоформления лицензии не имеется. При этом в части 5 статьи 95 проекта в числе указанных случаев переоформления лицензии следует указать также возникновение образовательного учреждения, научной организации или иной организации в результате реорганизации в форме слияния в случае наличия лицензии у одного или нескольких реорганизованных юридических лиц, поскольку по общему правилу, предусмотренному частью 6 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии допускается только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности (см. подпункт 2 пункта 9 и пункт 15 статьи 33.1 Закона Российской Федерации N 3266-I "Об образовании").
Согласно положению абзаца третьего части 8 статьи 95 законопроекта для получения временной лицензии на образовательную деятельность представляются "документы, соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации", что нуждается в уточнении с учетом того, что такие требования установлены Законом Российской Федерации N 3266-I "Об образовании", который в случае принятия данного законопроекта будет признан утратившим силу.
46. В части 1 статьи 95 не ясно, о каких "основных образовательных программах, разработанных в соответствии с образовательными стандартами" идет речь. Полагаем, данное положение нуждается в уточнении.
Применительно к положениям частей 13 и 14 статьи 96 законопроекта полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о возможности предоставления образовательным организациям временных свидетельств о государственной аккредитации также в отношении образовательных программ, реализация которых осуществлялась присоединенными к ним образовательными организациями и которые были аккредитованы.
47. Согласно части 2 статьи 98 законопроекта заключение, составленное по результатам педагогической экспертизы, рассматривается федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы. Обращаем внимание, что в понятие "нормативный правовой акт" входят также и законодательные акты. Таким образом, не ясно будет ли проводиться педагогическая экспертиза в отношении федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации и какие будут последствия проведения такой экспертизы.
48. В части 1 статьи 102 законопроекта предусматривается "создание, формирование и ведение федеральных информационных систем и информационных систем субъектов Российской Федерации, а также формирование и ведение реестров в области образования, в том числе информационных систем и реестров, предусмотренных настоящей статьей", однако из содержания данной статьи следует, что предусмотренные в ней реестры также являются информационными системами (см. определение понятия "информационная система", статья 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). При этом в части 4 статьи 102 законопроекта необходимо уточнить цели формирования и ведения одновременно и "реестров имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих образовательную деятельность", и государственных информационных систем, содержащих сведения из реестра имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Применительно к положению части 5 статьи 102 законопроекта отмечаем, что взаимодействующие между собой федеральные информационные системы и региональные информационные системы по смыслу положений Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (см. статьи 13, 14) не могут рассматриваться как одна государственная информационная система. Кроме того, указанные в части 5 слова "федеральный государственный надзор в сфере образования" следует заменить на "федеральный государственный надзор в области образования", что будет соответствовать терминологии статьи 97 законопроекта.
Согласно части 7 статьи 102 законопроекта органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, что, по нашему мнению, требует согласования с формулировкой названного полномочия в пункте 3 части 1 статьи 8 законопроекта: "подтверждение документов об образовании и (или) квалификации".
49. Нуждается в уточнении положение абзаца первого части 3 статьи 107 законопроекта о том, что "образовательная организация несет ответственность за сохранность и эффективное использование имущества", поскольку не ясно, каков характер такой ответственности и перед кем образовательная организация ее несет.
50. В части 1 статьи 108 законопроекта говорится об осуществлении образовательными организациями "учета творческого труда работников и обучающихся по созданию результатов интеллектуальной деятельности", в связи с чем необходимо уточнить, что понимается под таким учетом.
Положения частей 2-5 статьи 108 законопроекта, предусматривающие право образовательных организаций высшего образования, являющихся бюджетными и автономными учреждениями, без согласия собственника их имущества быть учредителями хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности", нуждаются в дополнительном обсуждении с точки зрения их соотношения с положениями частей 2 и 6 статьи 3 Федерального закона "Об автономных учреждениях", пункта 10 статьи 9.2 и пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях", предусматривающими условия, при которых бюджетные и автономные учреждениями вправе распоряжаться закрепленным за ними имуществом, в том числе путем внесения его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ.
51. Полагаем, наименование главы 14 законопроекта следует скорректировать и указать, как "Международное сотрудничество в сфере образования".
52. В части 1 статьи 110 законопроекта перечислены субъекты, которые будут участвовать в международном сотрудничестве в сфере образования. В связи с этим необходимо разграничить полномочия данных субъектов, изменив соответственно структуру статьи, поскольку, например, упомянутые в ее пунктах 1-3 цели не относятся к компетенции ни субъектов Российской Федерации, ни к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, ни, тем более, граждан. В обосновании нуждается и целесообразность положения упомянутой статьи законопроекта об участии граждан в международном сотрудничестве в сфере образования. Содержание части 2 данной статьи является избыточным в контексте закона об образовании. Не ясно, что следует понимать под "экспортом российского образования" (часть 3 статьи 110) с учетом определения образования, данного в статье 2 законопроекта, и под термином "международные объединения в сфере образования" (часть 3 статьи 110).
Кроме того, вызывает интерес, как проведение "научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований, а также опытно-конструкторских работ", участие в проведении "научно-исследовательских и научно-технических проектов" стали направлениями форм международного сотрудничества в сфере образования, а не сотрудничества в сфере науки (пункты 3, 5 части 4 статьи 110 законопроекта).
53. Часть 2 статьи 114 законопроекта следует исключить, поскольку со дня вступления в силу федерального закона создание образовательных организаций в не предусмотренных в нем типах и так будет невозможным, поскольку иные законодательные акты в сфере образования признаются утратившими силу.
54. Замечания редакционного и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.