Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию от 11 октября 2012 г.
на проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, (далее - законопроект) Комитет Государственной Думы по образованию отмечает следующее.
С момента принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" (1992 год) и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996 год), которые были законами переходного времени, кризисного этапа в развитии России, произошли значительные изменения условий функционирования экономики государства, системы исполнительной власти, организационных основ функционирования системы образования; осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект "Образование"; определены концептуальные направления реформирования и модернизации образования и смежных отраслей экономики.
Кроме того, происходившая за два десятилетия модернизация системы образования требовала постоянного обновления законодательства об образовании путем внесения частных изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", структура которых не была на это рассчитана, что привело к несбалансированности ряда норм федерального законодательства. Вместе с тем, продолжают еще в ряде случаев действовать нормы, установленные законодательством Советского Союза. Все это привело к достаточно размытой законодательной базе в сфере образования.
Общей проблемой законодательства в области образования являются недостаточная четкость, а в ряде случаев и противоречивость используемого понятийного аппарата. Действующее законодательство в области образования практически не содержит определений используемых терминов, а, если и содержит, то они не всегда соответствуют современным требованиям. Это относится к определению самого понятия "образование", которое фактически ограничивает сферу образования рамками стандартизированного или цензового (уровневого) образования, оставляя в стороне дошкольное, начальное общее и дополнительное образование, которые не являются уровнями образования в соответствии с нормой пункта 5 статьи 27 действующего Закона Российской Федерации "Об образовании".
I. Рассматриваемый законопроект имеет стратегический и системный характер, ориентированный на длительную перспективу. Он представляет собой единый интегрированный базовый законодательный акт, комплексно регулирующий отношения в сфере образования с учетом современных потребностей образовательной практики, общих тенденций социально-экономического развития страны и мировых тенденций развития образования. Законопроект закрепляет основы правового регулирования системы образования в Российской Федерации, исходя из приоритета прав и свобод человека, обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования, и решает не только проблемы образования как одной из отраслей экономики, но и служит основой развития человеческого потенциала в Российской Федерации и инновационного развития страны в целом.
Сегодня, в условиях цивилизационного развития различных сфер общества, первостепенной задачей государства, решение которой требует правовых оснований, становится всесторонняя поддержка главной фигуры инновационного развития - человека с его потребностями, ценностями и интересами. Именно в этом состоят гуманистические основы государственного регулирования. Сегодня принципиально важным является то, насколько мы можем предоставить гражданам возможности для развития, самосовершенствования, социальной успешности. В этом и должно состоять целеполагание образовательного законодательства; необходимо закрепить нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для профессионального роста. Но это означает, что законодательные нормы должны учитывать всё многообразие получения качественного образования, которое только возможно сегодня и в обозримом будущем в Российской Федерации.
Принципиально важным является то, что в законопроекте сохранены базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании, прежде всего, в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями обучающегося, обучения на родном языке, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования, государственно-общественного характера управления образованием.
В законопроекте в соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, с учетом Болонской декларации и Международной стандартной классификации образования предусматривается, как уже отмечалось, четкая система уровней образования и образовательных цензов, уточняется видовое разнообразие образовательных программ, обеспечивающих мобильность и более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда.
В законопроекте приведены в непрерывную и единую систему уровни образования, что делает возможным реализовывать принцип непрерывного образования в условиях преемственности его уровней.
Законопроект соответствует вызовам современных потребностей общества и перспективным направлениям его развития.
В современной России сложилась новая информационная культура и информационное пространство, изменилась социальная структура общества, ценностные требования и установки, выдвигаемые обществом и государством, произошли изменение приоритетов и реструктуризация рынка труда, изменился общий культурный контекст в стране, правовая, экономическая и технологическая культура.
В связи с этим обновлены модели экономической деятельности в сфере образования. В законопроекте логично сочетаются два требования: государственного и рыночного регулирования, что соответствует реальному развитию общественных и государственных отношений в современной России.
Предусмотрена возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.
Законопроект хорошо структурирован: в нем содержится 15 глав (116 статей), всесторонне охватывающих всю отрасль образования. В каждой главе систематизированно представлена одна из подсистем образовательной отрасли, будь то процесс обучения и его институциональное, организационное и материальное обеспечение, либо участники отношений в сфере образования, или взаимосвязь отрасли образования с обществом, с экономикой, с государством.
Заключительная глава устанавливает порядок вступления в силу законопроекта. Предполагается, что законопроект вступит в действие с 1 января 2013 года, за исключением отдельных положений, для которых устанавливаются иные сроки. Учитывая, что предстоящие изменения в системе образования потребуют определенного времени для их воплощения в практику, введена специальная статья "Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона" (статья 114). Кроме того, установлено, что со дня вступления закона в силу иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат принимаемому Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
II. Рассматриваемый законопроект впитал в себя позитивный опыт развития системы образования последнего двадцатилетия.
В основу законопроекта легли принципы, которые были разработаны и апробированы в ходе реализации Приоритетного национального проекта "Образование" и которые зарекомендовали уже себя в правоприменении. Это -открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
В законопроекте нашли отражение результаты многолетнего опыта по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ) (ст. 70) как формы государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования, и, в то же время, как формы вступительных испытаний по соответствующим образовательным предметам в образовательные организации, реализующие образовательные программы бакалавриата и специалитета. Надо признать, что действующая сегодня система ЕГЭ показала свою эффективность и востребованность, хотя еще находится в стадии своего развития и далека от совершенства.
В законопроекте также нашли отражение практические результаты введения в систему образования федеральных государственных образовательных стандартов (ст. 12), являющихся основой объективной оценки качества образования лиц, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
В законопроекте сохранены категории образовательных учреждений высшего профессионального образования - "федеральный университет", "национальный исследовательский университет".
Одновременно закреплена норма, в соответствии с которой университеты особого статуса (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, университеты, в отношении которых установлены категории "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации), вправе реализовывать образовательные программы высшего образования на основе образовательных стандартов, устанавливаемых ими самостоятельно (ст. 12, ч. 9).
Кроме этого, в законопроекте учтен многолетний опыт реализации механизмов государственно-частного партнерства в образовании, направленного на поддержку профессиональной школы со стороны бизнеса и работодателей, на формирование государственно-общественной системы управления, на создание независимой системы оценки качества подготовки специалистов.
III. Законопроект отличается рядом нововведений. Так, впервые в законодательстве Российской Федерации об образовании вводится глоссарий, включающий 35 основных терминов и понятий, описывающих систему образования (ст. 2).
Введено новое понятие "организация, осуществляющая образовательную деятельность", объединяющее образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, к которым будут относиться научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление, отдых детей или их социальное обслуживание, организации, а также иные юридические лица, которым будет дано право осуществлять образовательную деятельность по реализации программ профессионального обучения и дополнительных образовательных программ (ст. 32).
Термин "высшее профессиональное образование" заменен термином "высшее образование", что приведено в соответствие со статьей 43 Конституции Российской Федерации.
Также на основе положений Конституции Российской Федерации, с учетом Болонской декларации и с Международной стандартной классификацией образования в законопроекте (гл. 2, ст. 11) приведены в соответствие уровни образования.
В перечень уровней образования введено дошкольное образование, как уровень общего образования.
Следует отметить, что в законопроекте не используется термин и не выделяется как отдельный уровень "начальное профессиональное образование". Но в уровне среднего профессионального образования предусмотрено два вида программ: подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и подготовка специалистов среднего звена (гл. 8, ст. 72), что означает расширение возможности такой профессиональной подготовки. Речь идет не об отказе от содержательного наполнения начального профессионального образования в его сегодняшнем виде, а об отказе от тупикового характера этого образовательного уровня и от сложности прокладывания последующей образовательной и профессиональной траектории выпускниками системы начального профессионального образования, повышения их социального статуса.
К тому же, в законопроекте выделена отдельная глава 9 (ст. 76-79) "Профессиональное обучение", в которой предусмотрено профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих. Часть образовательных программ начального профессионального образования может быть освоена в рамках соответствующих краткосрочных программ профессионального обучения, что позволит привлечь на условиях государственно-частного партнерства ресурсы работодателей в деле подготовки рабочих кадров и сделать эту работу более мобильной.
Важно отметить, что в соответствии с законопроектом прием для обучения по программам среднего профессионального образования будет осуществляться на общедоступной основе (за исключением приема для обучения по программам по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств), что соответствует статье 43 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, в законопроекте предусмотрен новый уровень высшего образования, соответствующий подготовке кадров высшей квалификации (научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), в ординатуре, в ассистентуре-стажировке) (ст. 11). Это позволит обеспечить переход к углубленной и системной подготовке профессиональных педагогических и научных кадров для сферы высшего образования, непосредственно связанной с научными исследованиями.
Реализация программ подготовки научно-педагогических кадров как самостоятельного уровня в высшем образовании, в свою очередь, не предусматривает в законопроекте разделения образовательной и исследовательской составляющей. Такая модель направлена на решение проблемы дефицита профессиональных педагогических и научных кадров, имеющих навыки как исследовательской, так и преподавательской деятельности.
При этом докторантура, как форма самостоятельной научно-исследовательской деятельности, рассматривается как форма подготовки научных кадров и выведена из перечня образовательных программ и уровней образования и является предметом регулирования не законодательства об образовании, а законодательства о науке и государственной научно-технической политике.
В законопроекте предусмотрена новая систематизация образовательных программ (ст. 13) - основные и дополнительные. В основе ее заложен принцип, в соответствии с которым к основным образовательным программам отнесены образовательные программы уровня образования, по которым устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты. Основные образовательные программы делятся на общеобразовательные программы и профессиональные программы.
В законопроекте уточнены формы получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность: очная, очно-заочная и заочная; экстернат рассматривается не как форма получения образования, а как инструмент, обеспечивающий возможность прохождения лицами, получившими образование вне образовательных организаций, промежуточной и итоговой аттестации в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, а также возможность получения документа об образовании.
В законопроекте упорядочена типология образовательных организаций. В основе ее лежит реализация образовательной организацией основных образовательных программ различных уровней и дополнительных образовательных программ (ст. 23).
В отношении образовательных организаций высшего образования могут устанавливаться категории "федеральный университет" и "национальный исследовательский университет" (ст. 24).
Кроме того, введена отдельная статья, регламентирующая правовое положение индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность (ст. 33).
Впервые нашли четкое законодательное оформление вопросы, касающиеся:
- правового статуса педагогических работников (ст. 48) и руководителей образовательных организаций (ст. 53) и введены обязательства государства по созданию условий для осуществления их полноценной профессиональной деятельности;
- прав и обязанностей родителей и законных представителей обучающихся: в частности, установлен приоритет прав родителей на воспитание и обучение детей, закреплены их права на получение информации и участие во всех видах обследования обучающихся, на участие в управлении образовательной организацией, в выборе методов обучения и воспитания (ст. 45);
- создания в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
- особенностей организации и предоставления образования отдельным категориям обучающихся (гл. 11):
гражданам, проявившим выдающиеся способности (ст. 82);
иностранным гражданам и лицам без гражданства (ст. 83);
лицам с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, обеспечивающих возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования (ст. 84);
лицам, осужденным к лишению свободы, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей (ст. 85);
- особенностей реализации специфических видов образовательных программ (военное, медицина, культура, искусство и т.п.) (ст. 86-92);
- установление мер социальной поддержки обучающихся, в том числе нуждающихся в дополнительной социальной поддержке (гл. 4, ст. 34, ст. 38 - 41);
- охраны здоровья обучающихся (ст. 42) и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (ст. 43).
Законопроектом впервые закрепляются нормы о педагогической экспертизе в отношении нормативных правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, об инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования, которые призваны в целом обеспечить динамичное развитие системы образования, в том числе способствовать апробации, использованию новых образовательных методик, педагогических практик, внедрению новых моделей (ст. 98).
В законопроекте закреплены современные требования к образованию, обусловленные внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. В частности, впервые на законодательном уровне введены нормы, касающиеся кредитно-модульной системы организации образовательного процесса и системы зачетных единиц, сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях; использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, обучения по интегрированным образовательным программам (ст. 14, 15, 16).
Иными словами, обучающимся предоставляется возможность выбора различных учебных курсов в самом образовательном учреждении или вне его с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций, возможность выбора образовательных ресурсов путем использования в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов наряду с печатными.
Это позволит обучающимся выстраивать индивидуально свои образовательные траектории, расширит спектр их будущей профессиональной деятельности, оптимизирует процесс профессиональной миграции специалистов.
Положительным является то, что законопроектом предусматриваются нормы, обеспечивающие открытость образовательных организаций путём закрепления участия заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении оценки эффективности образовательной деятельности.
В законопроекте особое внимание уделено вопросам информационного обеспечения управления образованием (ст. 101) и информационной открытости образовательных организаций, предусматривающей обязательное ведение образовательной организацией сайта в сети "Интернет", размещение обязательной информации, доступной для потребителей образовательных услуг (родителей, обучающихся, воспитанников) (ст. 29), и установлен исчерпывающий перечень информации, обязательной для размещения и опубликования.
Законопроект содержит положения, обеспечивающие гражданам более широкие возможности реализации прав в сфере дошкольного общего и дополнительного образования детей за счет расширения возможности получения бесплатного образования в образовательных организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм (ст. 64, 65).
Образование в дошкольном возрасте включает в себя обучение, воспитание и развитие ребенка. В законопроекте впервые разделены функции дошкольных организаций - образование и присмотр и уход (ст. 66). При этом созданы возможности для вариативных форм организации образовательного процесса: в детском саду, в семье, в дошкольной группе при школе, в учреждениях дополнительного образования.
Следует также отметить, что в законопроекте явно прослеживается тенденция усиления воспитательной составляющей образовательного процесса в рамках парадигмы общечеловеческих, гражданских, национальных и межнациональных этических ценностей, формирования основ взаимопонимания между людьми и сообществами, лидерских качеств обучающихся, развития способности к совершению ответственного выбора и принятию решений (ст. 13, 65, 67, 72, 73).
В законопроекте заложены законодательные основы:
- профессионального обучения в учебных центрах профессиональных квалификаций, которые могут создаваться самостоятельно, на производстве, так и в качестве структурных подразделений организаций, осуществляющих образовательную деятельность: в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования и в общеобразовательных организациях (на третьей ступени общего образования) (ст. 76, 78).
- модернизации системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, предусматривающей подготовку лиц по ряду профессий в рамках среднего профессионального образования, вместо осуществляемой ныне в рамках начального профессионального образования (ст. 72);
- ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (ст. 75);
- форм участия представителей общественности и работодателей в управлении образованием, одной из которых является институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (ст. 99-100).
В законопроекте предусмотрено финансовое обеспечение оказания государственных услуг в сфере образования.
Одним из основных достоинств законопроекта является привлечение дополнительных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансирование норм, касающихся обеспечения государственных и социальных гарантий субъектов образовательного процесса, в частности:
- на передачу полномочий по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (ранее возложенных на органы местного самоуправления) на уровень субъектов Российской Федерации, что обеспечит повышение ответственности органов государственной власти за обеспечение прав граждан на бесплатное дошкольное образование (ст. 9);
- на обеспечение общедоступности бесплатного дошкольного образования в соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации; законопроектом предусматриваются дополнительные возможности по обеспечению каждому ребенку доступа к дошкольному образованию как в форме семейного образования, так и в образовательных организациях - не только в детских садах, но и в группах при школах, в организациях дополнительного образования детей (ст. 65);
- на увеличение заработной платы педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (ст. 104);
- на увеличение стипендиального обеспечения обучающихся за счет федерального бюджета, причем нормы, регулирующие стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования, приведены в соответствие с потребностями практики: регламентирован порядок формирования стипендиального фонда, предоставляемого образовательным организациям с учетом уровня инфляции вместо законодательно закрепленного в настоящее время размера стипендий в твердом денежном выражении. Таким образом, законопроектом предусмотрено изменение подходов по определению размеров стипендий, выплачиваемых обучающимся по основным профессиональным образовательным программам (ст. 37);
- на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета. В законопроекте (ст. 74) упорядочены категории граждан, которым предоставляются преимущества при поступлении в образовательные организации высшего образования. Льгота, предоставлявшая определенным категориям граждан право поступления в высшие учебные заведения без вступительных испытаний, устарела, поскольку вступительные испытания в настоящее время заменены ЕГЭ. Эта льгота заменена правом на прием на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета.
Законопроект восполняет имеющиеся в настоящее время правовые пробелы в регулировании отдельных институтов системы образования, таких как деятельность негосударственных образовательных учреждений, порядок сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, кредитно-модульная система, оказание платных образовательных услуг, статус примерных образовательных программ и др., а также устраняет избыточность административных ограничений, связанных с типологией образовательных учреждений, затрудняющей их развитие.
Таким образом, можно заключить, что законопроект представляет собой документ, систематизирующий и модернизирующий законодательство Российской Федерации об образовании, исходя из приоритетных направлений развития образования и образовательных потребностей граждан.
Пласт затронутых в законопроекте позиций настолько велик, что не представляется возможным его реализовать путем внесений изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Принятие законопроекта позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно укрепит защиту интересов личности в области образования. Принятие законопроекта позволит также создать правовые условия, обеспечивающие превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны, при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа к образованию, наиболее полном удовлетворении образовательных потребностей личности.
Именно поэтому рассматриваемый законопроект является чрезвычайно актуальным и имеет высокую социальную значимость.
Однако, при всей целостности данного законопроекта, по мнению Комитета Государственной Думы по образованию, к нему есть ряд замечаний, не затрагивающих его концептуального содержания и не умаляющих его значимость.
1) Требует уточнения норма пункта 9 статьи 48 в части возможности установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации дополнительных гарантий и мер социальной поддержки педагогическим работникам, в том числе предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, в случае, если они проживали и проработали в сельской местности. рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти календарных лет. Считаем, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны устанавливать такие дополнительные гарантии и меры социальной поддержки.
2) В части 6 статьи 12 законопроекта предусматривается установление специальных федеральных государственных образовательных стандартов, при этом ни в указанной статье, ни в статье 2, содержащей понятийный аппарат, суть таких стандартов не раскрывается.
3) В уточнении нуждаются формулировки, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений и образовательных программ. Согласно идеологии законопроекта, государственной аккредитации подлежит образовательная деятельность по образовательным программам. Вместе с тем, в статье 18 (ч. 4) упоминаются "аккредитованные образовательные организации". В этой связи институт аккредитации образовательных организаций требует дополнительной проработки.
Представляется важным предоставить университетам возможность в получении государственной аккредитации не только по окончании первого выпуска, но через 2-3 года после начала обучения по данной новой программе (ст. 96), а также регулярно проходить процедуру профессионально-общественной аккредитации.
4) Требуют уточнения вопросы организационного и финансового механизма сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, в частности, порядка проведения лицензирования и государственной аккредитации в этом случае (ст. 15).
5) Из текста законопроекта не ясна типология образовательных организаций высшего образования и не ясны критерии установления таким организациям определенной категории (ст. 24).
Так, следует уточнить цели и критерии присвоения образовательной организации высшего образования категории "федеральный университет", а также кем разрабатываются программы развития федеральных университетов.
К тому же, согласно части 2 указанной статьи категория "федеральный университет" по решению Президента Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Исходя из данной формулировки не ясно, какого рода решение будет принимать Президент Российской Федерации, в связи с чем полагаем, что данная норма является неопределенной и нуждается в уточнении (замечание в части "решения" касается также статьи 104 законопроекта).
6) В отличие от существующей практики и законодательства, рассматриваемый законопроект не содержит указаний на то, что должность ректора является выборной (ст. 53). Представляется целесообразным сохранить сложившуюся в нашей стране традицию академических свобод и сохранить действующие законодательные нормы, когда ректор выбирается трудовым коллективом и утверждается соответствующим министерством.
7) Следует учесть интересы ведущих университетов, которые оказались лишены права проведения преддипломной практики на своей базе (ст. 14), но при этом могут организовывать на ней учебную и производственную практику.
8) Следует предусмотреть возможность индексации стоимости обучения с учетом возможной инфляции (ст. 56), а не ограничиваться фразой: "Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законом".
9) Считаем целесообразным в статье 86 предусмотреть нормы, обеспечивающие устойчивую систему подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, в том числе в рамках целевого приема.
10) В соответствии с нормами статьи 112 законопроекта ограничивается возможность университетов в приеме на работу иностранных специалистов и обучении студентов-иностранцев требованием от них обязательного знания государственного языка Российской Федерации. Полагаем, что это требование излишне.
11) Законопроект следует дополнить нормами, направленными на развитие и расширение возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, рассматриваемых в современных условиях как основное направление повышения конкурентоспособности образования и образовательного уровня населения (ст. 16). В законопроекте не решен основной вопрос - создание целостной электронной образовательной среды как фактора повышения качества образования.
Законопроект следует дополнить основными положениями Федерального закона от 28 февраля 2012 года N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий", принятие которого позволило хотя бы частично ликвидировать правовые пробелы, препятствующие развитию и внедрению в образовательный процесс электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (раскрытие понятий "электронное обучение" и "электронная информационно-образовательная среда"; отнесение к компетенции федеральных органов государственной власти вопросов "установления порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"; отнесение к компетенции образовательной организации вопросов "использования и совершенствования методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"; указание в приложении к лицензии сведений о возможности лицензиатом применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и др.).
12) Для обеспечения гарантий доступности дополнительного образования детей необходимо закрепить приоритет его бесплатности, равного доступа всех детей к дополнительному образованию, что возможно при законодательном определении субъекта, ответственного за ресурсное обеспечение дополнительного образования детей.
13) В законопроекте существует новационная норма, заключающаяся во введении федеральных государственных образовательных стандартов к образовательным программам дошкольного образования (ст. 12, 13). В связи с этим представляется проблемной возможность государственной итоговой аттестации, как необходимого индикатора освоения стандартов уровня дошкольного образования. Имеются опасения в том, что эта ситуация может привести к неоправданным и педагогически необоснованным действиям по подготовке дошкольников к этой аттестации.
14) В законопроекте обучение в аспирантуре отнесено к высшему образованию и сведено к освоению соответствующей образовательной программы (ст. 13, 34, 73, 114), а ее окончание подтверждается "дипломом исследователя или преподавателя высшей школы" (ст. 61). Представляется, что данное положение недостаточно проработано.
15) Полагаем излишним детализированное описание и регламентацию государственной итоговой аттестации школьников (ст. 67).
16) В части 2 статьи 79 законопроекта не ясно, что понимается под "профессиональным сообществом"; имеются ли в виду профессиональные союзы педагогических работников или же иные организации, созданные педагогическими работниками.
На законопроект имеются заключения комитетов-соисполнителей: Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитета Государственной Думы по культуре, Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комитета Государственной Думы по охране здоровья, Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Комитета Государственной Думы по делам национальностей, Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи. Все заключения положительные.
Имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Все содержащиеся в заключениях замечания не носят принципиального характера и будут обсуждаться при подготовке законопроекта ко второму чтению.
На данный законопроект поступили отзывы от:
- законодательных (представительных) органов государственной власти 25 субъектов Российской Федерации,
- высших исполнительных органов государственной власти 20 субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Дегтярёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.