Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи
по проекту федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи рассмотрел проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.
Законопроектом предусмотрено создание нового единого законодательного акта, который комплексно урегулировал бы отношения в сфере образования и установил основы правового регулирования системы образования в Российской Федерации исходя из приоритета прав и свобод человека, обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования.
Законопроект содержит нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, охраны здоровья обучающихся а также деятельности молодежных и детских объединений в сфере образования.
Так, статья 27 законопроекта устанавливает, что образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения спортивные клубы, студенческие и школьные спортивные клубы.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе
создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
содействие деятельности в образовательной организации общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений) обучающихся (статья 28 законопроекта).
Статьей 35 законопроекта установлены основные права обучающихся, в том числе права на:
бесплатное пользование объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.
Профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере образования за счет федерального бюджета, выделяются средства на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам в размере 25% предусматриваемого им размера стипендиального фонда, а также средства для организации культурно-массовой, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами - в размере исходя из расчета норматива, определяемого Правительством Российской Федерации для определения стипендиального фонда по образовательным программам среднего профессионального образования, и двукратного норматива, определяемого Правительством Российской Федерации для определения стипендиального фонда по образовательным программам высшего образования (статья 37 законопроекта).
Статьей 42 законопроекта установлен перечень мер по охране здоровья обучающихся, в том числе:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан;
2) определение оптимальной учебной, в том числе внеучебной, нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
3) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;
4) организацию оздоровления обучающихся, в том числе создание условий для занятий физической культурой и спортом;
5) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ;
6) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
7) профилактику несчастных случаев с обучающимися в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Частью 7 статьи 74 законопроекта установлено право на прием без вступительных испытаний чемпионам и призерам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр - по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта.
Главой 10 законопроекта регулируются вопросы дополнительного образования. Согласно статье 80 законопроекта дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы реализуются для детей в сфере искусств, физической культуры и спорта.
Статьей 89 законопроекта определены особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта.
В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы:
1) основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта;
2) профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
3) дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.
Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя:
1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);
2) дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, а также об избранном виде спорта и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта разрабатываются образовательными организациями на основе соответствующих типовых (примерных) дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
К минимуму содержания, структуре, условиям и срокам реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта устанавливаются федеральные государственные требования, которые должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки.
Кроме того, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, могут устанавливаться в части, не противоречащей Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", другие особенности организации и ведения образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи поддерживает проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
И.А. Ананских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.