Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 17 сентября 2012 года (протокол N 45, пункт 64) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и направлен на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования, комплексную модернизацию законодательства об образовании исходя из приоритетных направлений развития образования и образовательных потребностей граждан и обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.
В настоящее время основными действующими законодательными актами в сфере образования являются Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" (далее - Закон об образовании) и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Вместе с тем за минувшее время в указанные законы вносилось существенное количество изменений, и большое количество редакций приводит к сложности их применения. Тем самым рассматриваемый законопроект призван заменить названные законодательные акты и комплексно урегулировать отношения в сфере образования.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках ведения Комитета отмечаем следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 законопроекта к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в размере, необходимом и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Тем самым, законопроектом перераспределяются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, так как ранее указанное полномочие по решению соответствующего вопроса местного значения относилось к полномочию муниципального района или городского округа. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют обеспечение данных полномочий посредством предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Однако ни из содержания рассматриваемого законопроекта, ни из содержания законопроекта, вносящего изменения в законодательные акты в связи с принятием нового закона об образовании, не ясно, в каком объеме предполагается финансирование указанных полномочий, и каковы критерии определения необходимости и достаточности размеров таких межбюджетных трансфертов.
Также следует отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 22 законопроекта реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, допускается только с согласия представительного органа соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация. Вместе с тем полагаем, что указанная формулировка требует дополнения. Необходимо учесть, что принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения с согласия только представительного органа соответствующего городского округа или муниципального района может не отвечать интересам населения о наличии муниципальной образовательной организации в конкретном поселении. Тем самым полагаем целесообразным при принятии указанного решения также учитывать и мнение представительного органа поселения.
В соответствии с частью 9 статьи 48 законопроекта Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов дополнительные гарантии и меры социальной поддержки педагогическим работникам, в том числе предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, в случае, если они проживали и проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти календарных лет.
При этом в соответствии со статьёй 55 Закона об образовании указанные категории педагогических работников в настоящее время обладают правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Тем самым с принятием законопроекта в представленной редакции рассматриваемая нами категория граждан может быть лишена этого права, так как определение указанной меры социальной поддержки в соответствии с положениями законопроекта является прерогативой Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Кроме того, в настоящее время размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки обеспечиваются: педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений - за счет средств федерального бюджета; педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, в соответствии с законопроектом меры социальной поддержки педагогическим работникам могут устанавливаться и органами местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, что будет являться новым расходным обязательством органов местного самоуправления.
Указанные замечания и предложения могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Вместе с тем следует отметить, что рассматриваемый законопроект в целом позволяет комплексно урегулировать отношения в сфере образования, закрепляет основы правового регулирования системы образования в Российской Федерации исходя из приоритета прав и свобод человека, обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования. Кроме того положения законопроекта позволяют устранить пробелы в правовом регулировании отдельных институтов системы образования и избежать дублирования норм законодательства Российской Федерации в области образования законодательными актами других отраслей законодательства.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.