Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации", внесённый Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации",внесённый Правительством Российской Федерации (далее - проект), и сообщает.
Проект предлагает новое комплексное регулирование системы образования в Российской Федерации и всех основных общественных отношений в сфере образования в Российской Федерации. Как отмечено в пояснительной записке к проекту, он разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. Законопроект закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, интегрируя в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование).
В части своей компетенции Комитет по культуре отмечает, что проект уделяет должное внимание системе образования в области искусств в Российской Федерации и особенностям реализации образовательных программ в области искусств.
Система образования в области искусств в России имеет богатые традиции, глубокие исторические корни. Она построена на принципах непрерывности и преемственности по цепочке "школа - училище - вуз", обеспечивающей наилучшее обучение и профессиональное развитие талантливых детей и молодёжи. Сохранение и развитие этой уникальной системы, заслужившей признание во всём мире, - важная и приоритетная задача.
В представленной редакции проекта имеется отдельная статья, посвящённая особенностям реализации образовательных программ в области искусств (статья 88). В ней отражена основная специфика, отличающая все образовательные программы в области искусства и особенности статуса и деятельности образовательных организаций в области искусства.
В статье нашли адекватное закрепление все виды образовательных программ в области искусств: дополнительные предпрофессиональные программы, реализуемые в детских школах искусств; интегрированные образовательные программы в области искусств; образовательные программы среднего профессионального образования; образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата (академического), программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры).
Указанная статья проекта федерального закона об образовании комплексно охватывает многие важные вопросы художественного образования, образования в области искусств. Она наделяет довольно широкими полномочиями Министерство культуры Российской Федерации, что заслуживает положительной оценки.
Минкультуры России в соответствии с положениями статьи 88 законопроекта:
- устанавливает перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;
- устанавливает, по согласованию с Минобрнауки России, федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам;
- устанавливает, по согласованию с Минобрнауки России, порядок приема граждан в образовательную организацию для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих творческие способности и физические данные, необходимые для освоения соответствующей образовательной программы;
- устанавливает, по согласованию с Минобрнауки России, форму и порядок проведения итоговой аттестации обучающихся, которой завершается освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;
- устанавливает образец свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;
- устанавливает, по согласованию с Минобрнауки России, порядок отбора граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими качествами, необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств, для приема в образовательные организации на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств;
- согласует утверждаемые Минобрнауки России федеральные государственные образовательные стандарты для обучения по программам ассистентуры-стажировки;
- утверждает, по согласованию с Минобрнауки России, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий порядок приема граждан на обучение по программам ассистентуры-стажировки.
Особой положительной оценки заслуживает часть 12 статьи 88 законопроекта, в которой закрепляется, что Минкультуры России определяет в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и ведения образовательной и методической деятельности по реализации образовательных программ в области искусств. Эта норма должна быть принята, поскольку именно она позволит в дальнейшем Министерству культуры Российской Федерации своими подзаконными актами решать некоторые очень важные, насущные вопросы, касающиеся организации образовательной деятельности в области искусств.
Рассмотрев проект, Комитет по культуре полагает, что он должен быть поддержан.
Вместе с тем, имеется и потенциал дальнейшего совершенствования указанного проекта.
Представляется крайне важным предусмотреть возможность начала реализации интегрированных образовательных программ в области музыкального образования не на базе начального образования (то есть, с пятого класса), а одновременно с начальным образованием, то есть с первого класса. Будущих выдающихся музыкантов следует начинать обучать музыке на профессиональном уровне уже с первого класса. Только такой подход позволит добиваться наилучших результатов их подготовки, которые необходимы для полного раскрытия музыкальных талантов таких детей.
В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р, отмечено, что "по ряду образовательных программ высшего профессионального образования (режиссура, вокальное искусство, оперно-симфоническое дирижирование, композиция) получение образования возможно при наличии уже имеющихся высшего образования и профессионального опыта". Поэтому крайне важно проработать вопрос об обеспечении на уровне федерального закона возможности получения второго высшего образования по указанным специальностям на бюджетной основе.
Важными задачами дальнейшего развития системы образования в области искусств в Российской Федерации также остаются:
- обеспечение надлежащего финансирования образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области искусств;
- должное регулирование нагрузки и заработной платы преподавателей и концертмейстеров образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области искусств.
Комитет по культуре полагает, что отдельные положения проекта, регулирующие особенности образования в области искусств, могут быть доработаны ко второму чтению с тем, чтобы своё решение получили указанные выше проблемные вопросы.
С учётом изложенного, Комитет по культуре проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации", внесённый Правительством Российской Федерации, поддерживает.
Заместитель |
З.М. Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.