Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей
на проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет по делам национальностей рассмотрел проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
За последние годы в связи с динамичным изменением сферы образования явно обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и её законодательным обеспечением. Шел процесс постоянного обновления законодательства в области образования путем внесения существенного количества изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". К настоящему моменту сложившаяся традиция внесения изменений в действующие нормативные акты во многом исчерпала свой ресурс, создала неустойчивость, а в некоторых случаях противоречивость норм федерального законодательства. В этой связи, предлагаемый Правительством Российской Федерации проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", решает важные задачи комплексной модернизации и обновления базового законодательного акта, установления системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений в сфере образования.
Комитет отмечает, что в законопроекте закрепляются нормы, связанные с внедрением подтвердивших свою эффективность передовых образовательных практик и образовательных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов, электронного обучения, дистанционных технологий, кредитно-модульной системы, видового разнообразия образовательных программ, сетевого взаимодействия образовательных организаций и других.
Законопроектом обеспечивается преемственность в развитии российской системы образования, так как сохраняются базовые принципы и нормы в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования и других.
Комитет отмечает важность норм законопроекта, закрепляющих основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, среди которых единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства (статья 3). Вместе с тем Комитет считает целесообразным, в перечне задач законодательства Российской Федерации об образовании отразить вышеназванный принцип (статья 4).
Согласно законопроекту, сохраняется норма действующего законодательства, гарантирующая право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 2 статьи 6).
Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются следующими нормами. В соответствии с частью 6 статьи 6 в Российской Федерации гражданам гарантируется получение образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке (включая прохождение государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе), изучение родного языка, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно законопроекту, право граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов России обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов и групп, а также условий для их функционирования.
По мнению Комитета, в законопроекте необходима конкретизация положений в части обеспечения прав граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения с учетом правового статуса языков народов России, устанавливаемого Конституцией Российской Федерации (Государственный язык Российской Федерации, Государственный язык Российской Федерации, родной язык из числа языков народов России). Представляются противоречивыми положения законопроекта о гарантии получения образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации (часть 6 статья 6) и содержащемся в части 4 статьи 14 требовании к реализации образовательных программ, в соответствии с которым язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяется ее уставом и (или) разработанной и утвержденной ею образовательной программой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом устанавливается, что выбор языка воспитания и обучения, реализуется только как выбор родителями или законными представителями организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Комитет отмечает, что из действующего законодательства об образовании рассматриваемым законопроектом были исключены нормы, регулирующие вопросы изучения и преподавания языков Российской Федерации в соответствии с их статусом, установленным Конституцией Российской Федерации. Вместе с тем, вопросы изучения и преподавания языков народов Российской Федерации являются ключевыми в реализации единой языковой политики на территории всей Российской Федерации.
Законопроект к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относит разработку и реализацию региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 9). А также предусматривает привлечение уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации к разработке примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) (часть 6 статьи 13).
К основным понятиям, используемым в законопроекте, отнесена образовательная программа. В соответствии со статьей 13 образовательные программы определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого, формирование и развитие личности человека в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Законопроектом устанавливаются основания включения учебников, обеспечивающих учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации при реализации основных общеобразовательных программ, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке и изучение родного языка и родной литературы (национальной литературы на родном языке) в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в аккредитованных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы общего образования. (пункт 6 статьи 18). Таким основанием является экспертиза, к проведению которой привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроект предусматривает для педагогических работников запрет на использование образовательного процесса в целях политической агитации, принуждения их к принятию политических, религиозных или иных убеждений или отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации (статья 49). За нарушения данного запрета педагогические работники должны привлекаться к ответственности в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 67 законопроекта основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, а также способности к социальному самоопределению). Вместе с тем, Комитет отмечает, что "становление и формирование личности обучающегося", в том числе формирования навыков межличностного и межэтнического общения реализуется на всех уровнях общего образования.
Изложенные замечания и предложения могут быть учтены при дальнейшей работе над законопроектом. Комитет Государственной Думы по делам национальностей поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.К. Сафаралиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.