Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 10 сентября 2012 года (протокол N 43, п. 70) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) в пределах своей компетенции рассмотрел проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
1. Рассматриваемый проект федерального закона представляет собой систему норм нового поколения, регулирующих отношения в сфере образования. В настоящее время сфера образования в Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации "Об образовании", принятым более 20-ти лет назад, в 1991 году. Обновление правовых норм, составляющих основу регулирования данной сферы, представляется необходимым в свете изменившихся за два десятилетия реалий современности.
2. Предметом рассмотрения Комитета являлись, в первую очередь, положения проекта федерального закона, касающиеся образования детей с ограниченными возможностями здоровья, дошкольного образования, дополнительного образования детей и информационной безопасности обучающихся.
3. Следует отметить, что в целом нормы законопроекта сохраняют или улучшают существующее положение по указанным направлениям. Предлагаемые изменения являются, как правило, взвешенными и обоснованными.
К положительным особенностям законопроекта следует отнести законодательное закрепление электронных и дистанционных форм обучения, в том числе в части расширения возможностей применения информационных и телекоммуникационных технологий, сопровождающих образовательный процесс применительно к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Представляется, что соответствующие положения являются важной составляющей инклюзивного образования. Существенное внимание в законопроекте уделено вопросам обучения указанной категории детей в общеобразовательных организациях.
Фактически, соответствующие позиции законопроекта повышают доступность получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Согласно законопроекту (статья 84) получение лицами с ограниченными возможностями здоровья общего образования может осуществляться как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования указанными лицами, так и в специальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ коррекционной направленности. Данная норма полностью соответствует статье 24 Конвенции о правах инвалидов.
В качестве меры содействия обеспечению доступности получения образования детьми (в том числе, с ограничениями возможности здоровья) может рассматриваться и норма о транспортном обеспечении обучающихся, выражающемся в бесплатном подвозе между поселениями к образовательным организациям и обратно (статья 41 проекта).
4. Применительно к дошкольному образованию Комитет отмечает, что законопроект направлен на создание правовых условий обновления воспитательных функций дошкольных образовательных учреждений. Статьей 65 законопроекта устанавливается, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Однако в сравнении с действующим законодательством в законопроекте утрачены отдельные положения, что существенным образом может сказаться на обеспечении доступности дошкольного образования и развитии его негосударственного сектора.
В законопроекте не закреплено ныне действующее положение о том, что размер родительской платы не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат (статья 52.1 Закона Российской Федерации "Об образовании"). По мнению Комитета, отсутствие данной нормы может привести к существенному удорожанию родительской платы.
Если рассматривать данный вопрос по худшему сценарию, когда федеральным законом не устанавливается доля (процент) родительской платы в общих затратах на услуги по присмотру и уходу за детьми, и они 100%-но покрываются за счет родительской платы, то ее средний размер по экспертным оценкам может составить от 3,6 тыс. рублей, а по отдельным федеральным округам - более 7 тыс. рублей в месяц.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации расходы на присмотр и уход за ребенком (питание, услуги на содержание имущества, транспортные и коммунальные услуги, арендная плата за пользованием имуществом и др.) в 2012 году в среднем по Российской Федерации составляют 45,39 тыс. рублей в год, или около 4,5 тыс. рублей в месяц (от 35,8 тыс. рублей в год по Приволжскому федеральному округу до 89,5 тыс. рублей в год по Северо - Западному федеральному округу).
Наряду с указанной нормой (статья 52.1 Закона Российской Федерации "Об образовании") Комитет считает также необходимым сохранить действующую норму, согласно которой, перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях дошкольного образования, устанавливается федеральным органом государственной власти в сфере образования.
Комитет обращает внимание на то, что в законопроекте по сравнению с действующим законодательством утрачено положение, согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений. Указанное положение введено в действие менее года назад Федеральным законом от 28.02.2012 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В целях сокращения дефицита мест в дошкольных образовательных организациях, который на 1 января 2012 года составляет более 2 млн. детей, Комитет считает необходимым всемерно способствовать развитию негосударственных дошкольных образовательных организаций, в т.ч. посредством различных форм финансовой поддержки. В связи с этим в законопроекте применительно к указанным дошкольным образовательным организациям следует сохранить нормы действующего законодательства (подпункт 2.1 пункта 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании").
5. Положения проекта федерального закона, касающиеся дополнительного образования детей (часть 2 статьи 80 проекта), следует привести в соответствие с положениями Национальной стратегии действий в и интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761), которой, в частности, предусмотрено введение именных сертификатов для детей на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования.
6. Комитет считает необходимым дополнить статью 28, устанавливающую обязанность и ответственность образовательной организации, новым положением, согласно которому образовательная организации обязана обеспечивать информационную безопасность обучающихся с учетом требований Федерального закона от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
7. Комитет считает также необходимым обратить внимание на следующее. Пунктом 2 части 1 статьи 35 проекта федерального закона предусматривается предоставление обучающимся права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования. При этом необходимо учитывать, что согласно части 2 статьи 45 законопроекта родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право до завершения получения ребенком общего образования выбирать с учетом мнения ребенка формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык обучения и воспитания.
Данные положения требуют приведения во взаимное соответствие, поскольку в представленной редакции имеет место противоречие между указанными нормами (конкуренция норм).
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении, при условии учета вышеизложенных замечаний.
Заместитель |
И.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.