Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 64159-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части совершенствования налогового администрирования), внесенный депутатами Государственной Думы Л.Я. Симановским, М.Х. Юсуповым, И.Б. Богуславским, Р.Ш. Хайровым, О.Ю. Баталиной, Ю.А. Петровым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 64159-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект предлагает внесение изменений в ряд норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), направленных на совершенствование налогового администрирования, а также изменений, носящих юридико-технический характер, предусматривающие уточнение отдельных норм и положений Налогового кодекса. Одновременно с этим сносятся коррелирующие поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Закон Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон).
Так, законопроектом предлагается расширение использования в налоговой сфере института банковской гарантии, в частности, предусматривается внесение соответствующих изменений в ряд статей главы 9 Налогового кодекса, направленных на расширение возможных оснований обеспечения изменения срока уплаты налога и сбора банковской гарантией. Также предлагается внести изменение в статью 72 Налогового кодекса, дополнив банковской гарантией способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Путем внесения изменений в статьи 83, 84, 85 Налогового кодекса уточняются отдельные положения об учете в налоговых органах управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, а также физических лиц на основании информации, полученной посредством межведомственного взаимодействия налоговых органов с регистрирующими органами.
С этими изменениями связано предложение авторов законопроекта признать утратившим силу пункт 4 статьи 5 Закона, регламентирующий обязанность органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов, осуществляющих государственный технический учет представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов.
Законопроектом предусматривается уточнение полномочий Федеральной налоговой службы по изданию форм и форматов документов, необходимых налоговым органам при реализации их полномочий в налоговых правоотношениях, а также уточнение отдельных полномочий налоговых органов при взыскании налогов.
Одновременно, законопроектом предлагается увеличить с пятнадцати дней до одного месяца срок подготовки возражений по актам налоговых проверок лицами, в отношении которых налоговыми органами проводились соответствующие проверки.
Также законопроект исключает дублирующие положения Налогового кодекса о предоставлении в налоговые органы сведений, необходимых для учета в налоговых органах организаций и физических лиц, а также для целей налогообложения по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.
Кроме того, дополнительным абзацем в пункте 6 статьи 93.1 предлагается признать налоговым правонарушением и закрепить ответственность налогоплательщика за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации. Соответственно этому положению предлагается внести изменения в статью 15.6 КоАП, предусматривающую ответственность в виде штрафа за такое правонарушение.
Учитывая направленность законопроекта на конкретизацию норм Налогового кодекса, уточнение его положений и избежание возникновения ситуаций двойного их толкования, Комитет поддерживает его концепцию.
Вместе с тем, обращается внимание на следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 46 Налогового кодекса нормой, предусматривающей возможность налогового органа на основании соответствующего решения приостановления взыскания налога, а также возобновления взыскания налога. В связи с этим, считали бы целесообразным конкретизировать указанную норму, указав в ней основания возобновления взыскания налога.
Законопроектом предлагается признавать изменением срока уплаты налога и сбора также и изменение срока уплаты недоимки. При этом, дополняя этой нормой пункт 1 статьи 61 Налогового кодекса, иных синхронизированных поправок в указанную и иные статьи Налогового кодекса не вносятся.
Статьей 11 Налогового кодекса установлено, что под недоимкой понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. При этом каких-либо сроков уплаты недоимки, отличных от сроков уплаты налогов и сборов, Налоговым кодексом не установлено. В связи с этим возникает правовая неопределенность в части определения срока уплаты недоимки.
По мнению Комитета, нуждается в детализации механизм применения банковской гарантии в качестве обеспечения изменения срока уплаты налога и сбора. Так, из положений законопроекта, в частности, не ясно, в каких случаях уполномоченным органом может приниматься решение о применении именно такого механизма. Кроме того, приводя в качестве требований к банковской гарантии, представляемой в целях изменения срока уплаты налога и сбора, требования, приведенные в пунктах 4-6 статьи 176.1 Налогового кодекса, авторами законопроекта не учтено, что требования к банковской гарантии, представляемой налогоплательщиками в целях применения заявительного порядка возмещения сумм налога на добавленную стоимость, не в полной мере применимы к банковской гарантии, представляемой в целях изменения срока уплаты налога и сбора (в частности, в части требований к сроку ее действия и сумме, на которую она выдана). Кроме того, нуждается в уточнении вопрос - не следует ли распространить положение пункта 3 статьи 176.1 Налогового кодекса, предусматривающее обязанность банка по уведомлению налогового органа о факте выдачи банковской гарантии, и на банковские гарантии, выдаваемые в целях изменения срока уплаты налогов и сборов.
Законопроектом предлагаются изменения в пункт 6 статьи 93.1 (регулирующей вопросы истребования документов (информации) у контрагентов проверяемого налогоплательщика и у иных лиц, располагающих документами (информацией) о нем), в том числе в части применения меры ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Налогового кодекса, за неправомерное несообщение (несвоевременное несообщение) истребуемой информации. Вместе с тем, указанная поправка не корреспондируется с положениями статьи 129.1 Налогового кодекса, предусматривающей меры ответственности за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
В дополнительном обсуждении нуждается предлагаемая законопроектом норма, предусматривающая отражение суммы налога, излишне возмещенной на основании решения налогового органа, в качестве недоимки по налогу в принимаемом налоговым органом решении (о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения). Это обусловлено тем, что предлагаемый законопроектом порядок не будет учитывать реальное состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом по соответствующему налогу.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 6 статьи 176 Налогового кодекса нормой, согласно которой решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. При этом из смысла указанного пункта и иных положений статьи 176 Налогового кодекса вытекает, что данное заявление представляется налогоплательщиком после того, как ему станет известно о принятии налоговым органом решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). В то же время, как следует из пункта 7 указанной статьи Налогового кодекса, решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением указанного решения, что противоречит смыслу положений пункта 6 с учетом предлагаемой законопроектом поправки.
Установленный статьей 5 законопроекта порядок вступления в силу федерального закона не согласовывается с положениями пункта 1 статьи 5 Кодекса, регламентирующими порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 64159-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных в настоящем заключении замечаний.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.