Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 28 сентября 2012 г.
на проект федерального закона N 115132-6 "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в пределах вопросов ведения Комитета Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) проект федерального закона N 115132-6 "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), Комитет отмечает следующее.
Предлагаемые законопроектом нормы направлены на закрепление в части второй Налогового кодекса Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, а также по налогу на прибыль организаций при совершении операций с депозитарными расписками. При этом, в соответствии с положениями законопроекта под депозитарными расписками понимаются как российские депозитарные расписки, так и ценные бумаги иностранных эмитентов, удостоверяющие права на ценные бумаги российских и (или) иностранных эмитентов.
Исходя из текста законопроекта, следует, что в случае погашения депозитарных расписок и получения представляемых ценных бумаг, передачи ценных бумаг при размещении депозитарных расписок, налоговая база не определяется.
Кроме того, законопроектом вводится новая статья 299.3, устанавливающая особенности определения доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок, т.е. депозитариев, отвечающих требованиям части 1 статьи 27.5-3 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон).
Наряду с этим законопроектом вносится дополнение в статью 27.5-3 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", уточняющее порядок размещения российских депозитарных расписок. Указанной новеллой предлагается установить возможность размещения российских депозитарных расписок путем открытой или закрытой подписки, а также путем их размещения на условиях передачи представляемых ценных бумаг. Комитет полагает целесообразным уточнить понятие "размещение на условиях передачи представляемых ценных бумаг" в связи с тем, что ни нормами действующего законодательства Российской Федерации, ни нормами законопроекта не определены порядок и условия такого размещения российских депозитарных расписок. Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона российская депозитарная расписка предоставляет ее владельцу право требовать от эмитента российских депозитарных расписок обмена российской депозитарной расписки на соответствующее количество представляемых ценных бумаг. Во взаимосвязи с указанным уточнением следует обратить внимание на нормы подпункта б) пункта 3 и пункта 5 статьи 2 законопроекта. Следует отметить, что указанные замечания не носят концептуального характера.
В связи с изменениями, произошедшими за последнее время в российском финансовом законодательстве, Комитет предлагает при подготовке законопроекта ко второму чтению рассмотреть возможность включения в текст законопроекта норм, определяющих порядок налогообложения налогом на доходы физических лиц, налогом на прибыль организаций, выплат по российским ценным бумагам (акциям, облигациям, инвестиционным паям и т.д.), а также еврооблигациям, в связи с внесением изменений в порядок выплаты дивидендов по российским акциям (т.к. список акционеров для целей выплат не будет собираться акционерным обществом), а также закреплением законодательной возможности открытия счетов депо иностранным лицам, владеющих ценными бумагами в интересах третьих лиц (иностранные номинальные держатели, иностранные уполномоченные держатели, банки, ведущие депозитарные программы).
Следует обратить внимание на совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость, налогом на прибыль организаций операций, совершаемых клиринговыми организациями и центральными контрагентами в связи с принятием Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности".
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку считает возможным поддержать законопроект.
Председатель Комитета |
Н.В. Бурыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.