Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 121975-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Как задекларировано в пояснительной записке к законопроекту, он разработан в целях приведения законодательных актов Российской Федерации в соответствие с проектом федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона N 121965-6). В частности, законопроектом предлагаются соответствующие (большей частью технического плана) поправки в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В связи с этим, обращается внимание на следующее.
Предлагаемой законопроектом редакцией подпункта 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ уточняется вид льготируемых по НДС услуг в сфере образования. При этом смысл предлагаемой законопроектом редакции данной нормы НК РФ неоднозначен: из буквального ее прочтения можно сделать вывод о том, что виды льготируемых услуг предлагается сузить до услуг в сфере образования по осуществлению воспитания.
Однако (несмотря на данное в подпункте 2 статьи 2 проекта федерального закона N 121965-6 определение понятию "воспитание"), не представляется возможным установить, что предлагается понимать под таким самостоятельным видом услуг в сфере образования, как услуги по воспитанию.
Согласно действующей редакции подпункта 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождению от налогообложения НДС подлежат услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Предлагаемые изменения в статью 217 Кодекса обеспечивают приведение терминологии в соответствии с понятиями и терминами, используемыми в проекте федерального закона "Об образовании", в частности, уточняются термины, касающиеся освобождения от налогообложения стипендий обучающихся, в том числе студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов, организаций, осуществляющих образовательную деятельность и т.д.; сумм платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным образовательным программам в российских образовательных организациях, либо иностранных образовательных организациях; средств, получаемых в виде родительской платы за присмотр и уход за ребенком, осваивающим образовательную программу дошкольного образования в образовательной организации.
Принимая во внимание основные начала законодательства о налогах и сборах, сформулированные в статье 3 Кодекса, согласно одному из которых акты законодательства о сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие сборы, когда и в каком порядке он должен платить, полагаем необходимым уточнить редакцию подпункта 130 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, в соответствии с которой государственная пошлина уплачивается за переоформление свидетельства о государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в других случаях, предусмотрев перечень указанных случаев.
Учитывая, что в статье 60 законопроекта предусматривается внесение изменений в Кодекс, изменения в который вступают в особом порядке, в статье 104 законопроекта требуется предусмотреть порядок вступления в силу положений статьи 60 законопроекта, отвечающий требованиям статьи 5 Кодекса.
Одобряя в целом концепцию рассматриваемого законопроекта, вместе с тем, Комитет считает, что рассмотрение поправок в часть вторую Кодекса должно осуществляться в рамках рассмотрения проекта федерального закона, относящегося к сфере законодательства о налогах и сборах.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 121975-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в первом чтении при условии исключения из него статьи 60.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.