Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 134129-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 134129-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения" подготовлен с целью обеспечения разработки профессиональных стандартов как одного из приоритетных направлений модернизации и технологического развития.
Законопроект предлагает дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) новой статьей 195.1, предусматривающей введение понятий "квалификация работника" и "профессиональный стандарт". При этом под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности. В свою очередь, профессиональный стандарт - это требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности.
Законопроект также предусматривает, что порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов будет устанавливаться постановлением Правительства Российской Федерации.
Как справедливо отмечается в пояснительной записке, основной тенденцией современной экономики является опережающая динамика развития организаций высокотехнологичных отраслей промышленности, сферы товарного обращения и услуг, появление новых видов экономической деятельности. За годы рыночных преобразований значительно изменилась структура занятости населения, появилось много новых профессий, на российский рынок труда пришли международные компании, что требует обновления содержания квалификационных справочников, составляющих основу действующей в Российской Федерации системы квалификаций (ЕТКС - по профессиям рабочих, ЕКС - по должностям служащих).
В связи с этим особую актуальность в последнее время приобрел вопрос о согласовании необходимых компетенций работников конкретных специальностей и профессий, требующих различного уровня образования и квалификации, с существующей системой стандартизации профессиональной деятельности и образовательной подготовки. Кроме того, в условиях инновационной экономики образование носит непрерывный характер, поскольку знания быстро устаревают, а квалификационные требования постоянно растут.
Разрыв между потребностями рынка труда и качеством профессионального образования вынуждает работодателей либо долго ждать адаптации молодого работника, не получая желаемого трудового эффекта, либо вкладывать дополнительные средства в его "доучивание" на рабочем месте.
Участие в процессах глобализации мирового хозяйства требует принятия решений о приведении рынка труда в соответствие с международными требованиями, и, в первую очередь, - в разрезе профессиональной квалификации работников. В международной практике именно профессиональный стандарт является механизмом согласования спроса и предложения при формировании и использовании квалифицированной рабочей силы, а также инструментом для выполнения функций по установлению соответствия между системой подготовки кадров и сферой их использования. Так, за последнее время разработка профессиональных стандартов ведется в Великобритании, Германии, США, Канаде, Японии, Австралии, в странах Восточной Европы, в Казахстане.
Профессиональный стандарт является документом, определяющим требования к квалификации работника, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Он служит основой для разработки образовательных стандартов. Для субъектов трудовых отношений профессиональный стандарт носит рекомендательный характер и может быть использован работодателем для определения конкретной трудовой функции работника, в том числе - при модернизации технологических и трудовых процессов.
В действующем российском законодательстве отсутствует понятие профессионального стандарта, что затрудняет разработку и реализацию профессиональных стандартов на практике и в системе подготовки кадров. На устранение указанного пробела нацелен рассматриваемый законопроект.
В целом концепция рассматриваемого законопроекта заслуживает поддержки, однако некоторые предлагаемые законопроектом изменения нуждаются в дополнительном обсуждении и тщательной доработке с учетом отдельных законодательных инициатив, находящихся на рассмотрении Государственной Думы в настоящее время.
Так, проектом федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации", который внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 03.08.2012 г., предусмотрено, что при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов. Это следует отметить как позитивный момент межотраслевого согласования законодательных положений.
В то же время, в проекте федерального закона N 121965-6:
- имеется норма, полностью дублирующая норму, предлагаемую к внесению в ТК РФ о том, что порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации;
- имеется определение понятия "квалификация", отличающееся от определения, предлагаемого к внесению в ТК РФ;
- понятие "профессиональный стандарт" используется как синоним понятия "квалификационные требования", таким образом, присутствует косвенное определение этого понятия, также отличающееся от того, которое предлагается внести в ТК РФ.
Следовательно, при доработке законопроекта N 134129-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения" ко второму чтению потребуется его согласование с проектом федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а именно - унификация используемых понятий и исключение неоправданного дублирования норм.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 22 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от 26 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 6 субъектов РФ получен положительный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов РФ следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении отмечает необходимость при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении соотнести изменения, вносимые в статью 143 ТК РФ, и положения части третьей новой статьи 195.1 ТК РФ в части установления Правительством Российской Федерации порядка применения профессиональных стандартов. Также нуждается в уточнении предлагаемый законопроектом термин "опыт работника", поскольку ТК РФ такого понятия не содержит.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 134129-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.