Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 151763-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" направлен на обеспечение готовности Российской Федерации к выполнению отдельных обязательств, предусмотренных Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребенка, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000 г. (далее - Факультативный протокол), и Конвенцией Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 июля 2007 г. (далее - Конвенция).
В настоящее время Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность физических лиц за совершение предусмотренных Факультативным протоколом и Конвенцией таких преступлений как торговля детьми, эксплуатация детей, использование ребенка в целях изготовления порнографических материалов.
Вместе с тем согласно статье 3 Факультативного протокола и статье 26 Конвенции государства-участники принимают законодательные и иные меры с целью обеспечения возможности привлечения юридических лиц к ответственности за любое уголовно наказуемое деяние, признанное таковым в соответствии с названными международными договорами. С учетом правовых принципов государства-участника ответственность юридических лиц может быть уголовной, гражданской или административной.
Уголовное законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности привлечения юридического лица к уголовной ответственности.
В этой связи и в целях, указанных в наименовании законопроекта, предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК) и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Так, Федеральный закон предлагается дополнить дефинициями "торговля детьми" и "эксплуатация детей", положением об отнесении юридических лиц к субъектам ответственности за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также новой статей 14.2 "Меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей", в которой определяются основы противодействия торговле детьми и эксплуатации детей, а также виды ответственности физических и юридических лиц за совершение правонарушений, связанных с торговлей детьми и их эксплуатацией.
В КоАП вводятся новые составы административных правонарушений - "Создание юридическим лицом условий для торговли детьми или эксплуатации детей" (статья 6.19) и "Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и их оборот" (статья 6.20). При этом в качестве мер административного наказания для юридических лиц предусматриваются административный штраф в размерах от восьмисот тысяч до миллиона рублей - за создание условий для торговли детьми; от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей - за создание условий для эксплуатации детей и от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей - за изготовление материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Такой подход соответствует положению части 3 статьи 2.1 КоАП, согласно которой привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Законопроект предусматривает процедуру возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.19 и 6.20 КоАП, прокурором, а также наделение должностных лиц органов внутренних дел полномочиями по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях. Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.19 и 6.20 КоАП, законопроектом отнесены к компетенции судей.
Кроме того, принимая во внимание необходимость проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, законопроект закрепляет возможность проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.19 и 6.20 КоАП.
Исходя из требований статей 3 и 7 Факультативного протокола и статей 26 и 27 Конвенции, законопроектом предлагается внести изменения в статьи 5.37 "Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью" и 17.7 "Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" КоАП, устанавливающие ответственность юридических лиц за совершение данных правонарушений.
Следует отметить, что предусмотренное законопроектом установление административного наказания для юридических лиц в виде административного приостановления деятельности за совершение правонарушений, предусмотренных Факультативным протоколом и Конвенцией, а также за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, создает возможность для применения к ним такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как временный запрет деятельности в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 27.16 КоАП. Данный механизм обеспечивает выполнение требований пункта "с" статьи 7 Факультативного протокола и пункта "b" части 3 статьи 27 Конвенции о принятии мер, направленных на закрытие на временной основе помещений (заведений), используемых для совершения правонарушений, предусмотренных данными международными актами.
Кроме того, устанавливая административную ответственность юридических лиц за совершение указанных правонарушений, создается возможность для ликвидации юридического лица по основанию осуществления им запрещенной законом деятельности, предусмотренному абзацем третьим пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Этим обеспечивается выполнение требований пункта "с" статьи 7 Факультативного протокола и пункта "b" части 3 статьи 27 Конвенции о принятии мер, направленных на закрытие на постоянной основе помещений (заведений), используемых для совершения правонарушений, предусмотренных Факультативным протоколом и Конвенцией.
Внесение изменений в статью 265 "Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет" ТК обусловлено необходимостью установления дополнительных гарантий предотвращения форм эксплуатации детей, которые могут причинить вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. В этой связи перечень видов работ, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, дополняется производством, перевозкой и торговлей материалами эротического или порнографического содержания, предметами порнографического характера.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность мер по предупреждению торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.