Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 88331-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об электронной подписи" - об особенностях правового регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 88331-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об электронной подписи" подготовлен с целью правового регулирования труда работников, работающих вне места расположения работодателя (так называемая "дистанционная занятость").
Законопроектом предусматривается внесение ряда изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ): предлагается ввести новую категорию работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя - дистанционные работники, и закрепить в отдельной главе особенности регулирования их труда (порядок заключения и прекращения трудового договора, режим труда и отдыха). Кроме того, в статью 1 Федерального закона "Об электронной подписи" предлагается внести изменение, позволяющее использовать электронный документооборот не только в случаях, установленных этим Законом, но и в иных случаях, установленных федеральными законами.
Быстрое развитии информационных технологий стимулирует все большее распространение дистанционной занятости, которой охвачены разные категории работников с различной степенью квалификации, зачастую не связанные непосредственно с производством: бухгалтеры, юристы, переводчики, журналисты, редакторы, дизайнеры, программисты, аудиторы, страховые агенты, медицинские представители, региональные представители и т.д. К основным преимуществам данной формы организации труда принято относить сокращение издержек работодателя на аренду помещений и организацию рабочих мест; экономию времени, энергии и средств работника ввиду отсутствии необходимости проезда на работу и обратно; снижение транспортной нагрузки и негативного воздействия на окружающую среду; возможный рост производительности труда в более комфортных для работника домашних условиях.
Неурегулированность вопросов, связанных с таким видом труда, в том числе отсутствие правовых оснований для заключения трудового договора с применением электронной подписи, приводит к тому, что значительное количество граждан, при фактически складывающихся трудовых отношениях, лишены возможности легального трудоустройства.
Вместе с тем, некоторые предлагаемые законопроектом изменения нуждаются в дополнительном обсуждении и тщательной доработке.
Так, законопроектом предлагается дополнить часть седьмую статьи 66 ТК РФ положением о том, что в трудовую книжку по желанию работника сведения о дистанционной работе могут не вноситься. Однако это положение является особенностью регулирования труда дистанционных работников и должно располагаться в соответствующей главе ТК РФ. При этом достаточно часть третью статьи 66 ТК РФ, согласно которой установлена обязанность работодателя вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной, дополнить словами "за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом".
Кроме того, следует дополнительно в новой главе ТК РФ определить особенности применения в отношении дистанционных работников положений части четвертой статьи 65 ТК РФ, которая устанавливает, что при заключении работником трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
Из предлагаемого законопроектом определения понятия "дистанционный работник" (ч. 1 новой ст. 312.1 ТК РФ) не ясно, идет ли речь о работниках, заключивших трудовой договор с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и других видов связи, или же о работниках, которые осуществляют трудовую функцию с использованием сети "Интернет" и других видов связи.
Требует законодательного определения термин "место расположения работодателя". Отсутствие такого определения в законе снизит эффективность правового регулирования данного вида отношений, так как то или иное толкование норм закона будет зависеть от усмотрения конкретного правоприменителя.
Вопрос о необходимости унификации используемой законопроектом терминологии возникает также в связи с одновременным наличием в нем понятия "с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и других видов связи" и понятия "в электронном виде".
Нуждаются в согласовании наименование и содержание новой статьи 312.2 ТК РФ, поскольку в наименовании говорится об особенностях заключения трудового договора с дистанционными работниками, а в части второй содержится порядок не только заключения, но и изменения трудового договора.
Поскольку электронная форма трудового договора также является письменной формой, нуждаются в дополнительном обосновании положения пункта 2 статьи 1 законопроекта, предусматривающие случаи заключения трудового договора не в письменной форме. Тем более, что частью пятой новой статьи 312.2 ТК РФ закрепляется обязанность работодателя направить дистанционному работнику заверенную надлежащим образом копию трудового договора, в любом случае трудовой договор будет существовать и в традиционной письменной форме.
В соответствии с частью четвертой новой статьи 312.2 ТК РФ при заключении трудового договора документы, предусмотренные статьей 65 ТК РФ, могут быть представлены работодателю дистанционным работником в электронном виде. Однако предоставление таких документов в электронном виде без какого-либо подтверждения их подлинности может с большой вероятностью привести к предоставлению работником недостоверных документов и сведений.
Требует дополнительного обоснования положение, предлагаемое частью первой новой статьи 312.3 ТК РФ, о возможности прекращения трудового договора с дистанционным работником по основаниям, предусмотренным трудовым договором, т.е. фактически по открытому перечню оснований, поскольку специфика дистанционной занятости с учетом разнообразия вовлеченных в нее категорий работников не предоставляет достаточных оснований для введения открытого перечня оснований прекращения трудового договора с любым дистанционным работником, независимо от характера выполняемой им работы.
Из положений законопроекта не ясно как дистанционный работник будет реализовывать предоставляемые ему гарантии (например, при предоставлении отпуска, при временной нетрудоспособности и т.д.), а также как будут применяться положения будущего федерального закона при осуществлении на территории Российской Федерации трудовой деятельности иностранным гражданином.
Положение новой статьи 312.4 ТК РФ о том, что дистанционные работники распределяют свое рабочее время и время отдыха по своему усмотрению, некорректно по отношению к такому виду времени отдыха, как отпуск. Вряд ли имелось в виду, что работник по своему усмотрению может считать себя находящимся в отпуске, или что он может отказаться от очередного оплачиваемого и иных видов отпусков.
Следует решить вопрос, оставшийся за рамками законопроекта, касающийся соотношения норм трудового и налогового законодательства. Так, на законодательном уровне следует решить вопрос, приведет ли заключение трудового договора с дистанционным работником к необходимости создания обособленного структурного подразделения, под которым понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).
В настоящее время, если дистанционный работник стационарно осуществляет свою трудовую деятельность более одного месяца, то у организации, имеющей надомных работников в другой местности (это может быть и другой субъект Российской Федерации), возникает необходимость зарегистрировать там обособленное структурное подразделение и осуществлять обязанность по уплате налогов и сборов по месту его нахождения (ст. 19 НК РФ). Целесообразным представляется заблаговременное решение данного вопроса, с тем, чтобы исключить возможные споры с налоговыми органами.
Также в законопроекте целесообразно было бы урегулировать следующие вопросы:
установить особенности реализации дистанционными работниками права на объединение, включая право на коллективные переговоры;
установить особенности порядка выплаты заработной платы дистанционным работникам;
установить особенности действия в отношении дистанционных работников гарантий при направлении их в служебные командировки и другие служебные поездки;
установить особенности порядка применения к дистанционным работникам мер дисциплинарного воздействия, включая увольнение.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 23 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от 51 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 12 субъектов РФ получен положительный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов РФ следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказывает ряд замечаний, которые могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию представленного законопроекта и сообщает, что у Правового управления Аппарата Совета Федерации по концептуальным и иным юридически значимым положениям законопроекта замечаний правового характера не имеется.
Профсоюзная сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) отметила, что "использование электронной подписи при заключении трудового договора с т.н. "дистанционным" работником породит множество проблем в сферах, тесно связанных со сферой труда", например, при подтверждении трудового стажа при назначении пенсии или социальных пособий. Также профсоюзная сторона РТК высказала возражения против отмены обязательности ведения работодателем трудовых книжек для дистанционных работников, против внесения в трудовую книжку сведений о дистанционной работе по желанию работника.
Несмотря на указанные возражения, проект федерального закона N 88331-6 согласован координаторами сторон РТК, представляющих Правительство Российской Федерации, общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей с учетом того, что Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей поручено проработать вопрос о подходах к развитию электронного документооборота в сфере трудовых отношений и представить предложения в Правительство Российской Федерации до 15 сентября 2012 года.
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 88331-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об электронной подписи" с учетом высказанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.