Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
по проекту федерального закона N 381558-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части защиты прав граждан, проживающих в домах, ранее принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям и переданных в ведение органов местного самоуправления), внесенного Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 381558-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части защиты прав граждан, проживающих в домах, ранее принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям и переданных в ведение органов местного самоуправления), внесенный Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа.
Законопроектом предлагается изложить статью 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в новой редакции, согласно которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями в жилых домах, которые использовались в качестве общежитий, а также иными муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями, и которые переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы о правах и обязанностях, вытекающих из договора социального найма, включая право на приватизацию занимаемого помещения и его обмен.
Как следует из пояснительной записки, целью законопроекта является решение вопроса заключения договора социального найма и приватизации гражданами жилых помещений, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, которые использовались в качестве общежитий
Между тем, в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 184-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года").
При этом следует учитывать, что статья 7 Федерального закона N 189-ФЗ не регулирует отношения по приватизации жилых помещений, осуществляемой на основании специального закона - Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановление от 3 ноября 1998 года N 25-П).
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Таким образом, действующее законодательство уже содержит гарантии для граждан, проживающих в общежитиях и внесение предлагаемого в законопроекте изменения излишне.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 381558-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части защиты прав граждан, проживающих в домах, ранее принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям и переданных в ведение органов местного самоуправления), внесенный Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.