Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 381558-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенному Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 7 февраля 2011 года (протокол N 262, пункт 73) Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 381558-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на защиту прав граждан, проживающих в домах, ранее принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям и переданных в ведение органов местного самоуправления. Вместе с тем Комитет отмечает, что предлагаемые субъектом права законодательной инициативы изменения не изменяют существующего правового регулирования в данной сфере.
Так согласно действующей редакции статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилым помещениям, использовавшимся ранее в качестве общежитий, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Следовательно, такие жилые помещения утрачивают статус общежитий и выбывают из состава специализированного жилищного фонда в силу закона, и, следовательно, могут быть приватизированы жильцами в общем порядке. Кроме того, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ (статья 13) содержит дополнительные гарантии жилищных прав граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, а также жилых помещениях, не утративших статус общежития.
Кроме того, в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" используемые по назначению объекты жилищного фонда и его инфраструктуры приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия не подлежали и передавались в установленном законодательством порядке в муниципальную собственность.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Таким образом, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь действующим Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В связи с изложенным, предлагаемое проектом федерального закона N 381558-5 правовое регулирование является излишним, что не позволяет Комитету Государственной Думы по вопросам местного самоуправления его поддержать.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.