Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 381558-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
(повторно, после его рассмотрения Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству)
Досье на проект федерального закона
29 мая 2012 года по итогам рассмотрения официального отзыва Правительства Российской Федерации, заключений правового управления Аппарата и Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству на проект закона решением комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству было рекомендовано авторам законопроекта изменить текст законопроекта.
Смысловое содержание заключений и отзыва направлено на то, что редакция проекта федерального закона дублирует нормы действующего жилищного законодательства (статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьи 2 Закона Российской Федерации N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые уже содержат предлагаемые гарантии для граждан.
Вместе с тем считаем, что указанные нормы в недостаточной степени регулируют отношения между органами местного самоуправления и гражданами по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и были переданы в ведение органов местного самоуправления.
Так, в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма предусмотрена только к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане имеют право приобрести в собственность жилое помещение, которое они занимают на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане в качестве нанимателей жилого помещения по договору социального найма имеют право в установленном порядке осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения.
То есть действующее законодательство содержит гарантии для граждан, проживающих в жилых помещениях, ранее использовавшихся только в качестве общежитий, либо в жилых помещениях, которые занимают на условиях социального найма.
Проектом закона, внесенным Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа, предусматривается регулирование отношений между органами местного самоуправления и гражданами, проживающими в жилых помещениях, которые использовались в качестве общежитий, а также иных жилых помещениях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и которые переданы в ведение органов местного самоуправления.
Иные жилые помещения - это не только общежития, но и, к примеру, многоквартирные дома, которые строились организациями и предоставлялись работавшим и даже не работавшим в этих организациях без соблюдения порядка, установленного Жилищным кодексом РСФСР.
Эти граждане не состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилплощади ни в органе местного самоуправления, ни по месту работы. С ними в большинстве не заключались договоры найма жилого помещения, ордера не выдавались, а если выдавались, то в рамках организации, без последующего утверждения органами местного самоуправления. Квартиры предоставлялись преимущественно по решению профсоюзных организаций по спискам либо просто по распоряжению руководителя.
То есть граждане проживают в этих жилых помещениях либо без документов, либо с документами, несоответствующими установленным законом образцам, что создает ограничения для реализации жилищных прав. К примеру, право пользования жилым помещением есть, жильцов никто не выселяет, они платят за услуги ЖКХ, а права регистрации по месту жительства, заключения договора социального найма или другого - нет.
В этой связи рассматриваемым проектом федерального закона предусматривается закрепить возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма не только к отношениям по пользованию жилыми помещениями, использовавшимися в качестве общежитий, но иными жилыми помещениями, переданными в ведение органов местного самоуправления.
Вместе с тем Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа вносит изменение в проект федерального закона N 381558-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", заменив слова "занимаемого помещения" словами "занимаемого жилого помещения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.