Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 131022-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования процедуры предоставления права пользования участками недр федерального значения), внесенный Президентом Российской Федерации
(шестой созыв)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 131022-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования процедуры предоставления права пользования участками недр федерального значения) (далее - законопроект), внесенный Президентом Российской Федерации.
Законопроектом предусматриваются внесения изменений в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), Федеральный закон от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в части отказа от использования процедуры конкурса при предоставлении права пользования участками недр федерального значения.
Не смотря на то, что пояснительная записка не содержит обоснований предложенных изменений, анализ правоприменительной практики проведенный Комитетом показывает, что при проведении конкурсов на право пользования участками недр федерального значения зачастую допускается субъективизм при анализе конкурсной документации и, соответственно, в принятии решений об объявлении победителя.
Последним наиболее ярким примером является конкурс на право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск-1, расположенным на территории Красноярского края, для разведки и добычи никеля, меди, кобальта и попутных компонентов.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации по поручению Председателя Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года в связи с обращением ОАО "ГМК "Норильский никель" о нарушениях законодательства при проведении конкурсов провело анализ конкурсных заявок и конкурсов.
Установлено, что по обоим конкурсам решения приняты конкурсными комиссиями большинством голосов, состоявшим исключительно из представителей Роснедр и подведомственных агентству организаций. Члены комиссии (представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и министерства природных ресурсов Красноярского края) голосовали против принятого решения. Двое из членов комиссий представили особые мнения, которые приложены к протоколам заседаний конкурсных комиссий.
Согласно заключению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, технико-экономические предложения ОАО "Артель старателей "Амур" недостаточно обоснованны, не отвечают требованиям полноты извлечения полезных ископаемых и рационального пользования недрами, содержат нарушения требований промышленной безопасности и риски срыва сроков освоения месторождения. Материалы ОАО "ГМК "Норильский никель" характеризуются более высокой степенью проработки технико-экономических предложений и проектных технологических решений.
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 10.1 Закона "О недрах" и распоряжениями Правительства Российской Федерации от 27 января 2012 года и N 65-р и N 66-р решение о предоставлении победителю конкурса права пользования участком недр принимается Правительством Российской Федерации. В связи с этим Минприроды России 26 июля 2012 года направлена соответствующая информация Председателю Правительства Российской Федерации с предложением отказать в утверждении результатов конкурсов.
В целях исключения в дальнейшем подобных ситуаций целесообразно по участкам недр федерального значения использовать именно механизм аукциона, что и предложено внесенным законопроектом.
Концептуально поддерживая предлагаемые изменения, Комитет отмечает следующее.
Предложенная редакция статьи 13.1 Закона "О недрах" наравне с имеющимися новеллами повторяет существующие правовые неопределенности, присущие действующей редакции.
Буквальное прочтение части второй статьи 13.1 Закона "О недрах" позволяет сделать вывод о том, что принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
Между тем статья 10.1 не предусматривает возможность возникновения права пользования участком недр местного значения на основании конкурса.
Комитет полагает целесообразным, перед вторым чтение детально проработать вопрос корректировки части второй статьи 13.1 Закона "О недрах" на предмет более конкретного определения уровней принятия решений о проведении конкурсов или аукционов.
Предложенная редакция частей восьмой и четырнадцатой статьи 13.1 Закона "О недрах" идентична частям седьмой и тринадцатой статьи 13.1 действующей редакции Закона "О недрах" и продолжает содержать внутреннюю несогласованность их положений.
Частью четырнадцатой статьи 13.1 Закона "О недрах" предлагается установить, что "Не допускаются выдача лицензии, заключение договора (соглашения) по результатам конкурса или аукциона на право пользования участками недр либо в случае, если такой конкурс или аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня подписания протокола...".
Между тем частью восьмой статьи 13.1 Закона "О недрах" предлагается установить, что "В случае, если конкурс на право пользования участком недр признан не состоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях такого конкурса", т.е. выдача лицензии по результатам несостоявшегося аукциона вообще не возможна.
Таким образом, Комитет считает, что части восьмая и четырнадцатая новой редакции статьи 13.1 Закона "О недрах" должны быть взаимоувязаны. Комитет считает целесообразным предусмотреть возможность выдачи лицензии единственному участнику несостоявшегося аукциона, аналогичную уже установленной для конкурсов.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера концепцию законопроекта поддержали.
Субъекты Российской Федерации свое отношение к законопроекту, в соответствии со статьей 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не высказали.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 131022-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования процедуры предоставления права пользования участками недр федерального значения), внесенный Президентом Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.