Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 10387-6 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, С.Н. Решульским, В.Г. Соловьевым, О.Н. Смолиным, А.А. Андреевым, С.П. Обуховым, А.В. Корниенко, В.Ф. Рашкиным, О.Н. Алимовой.
Законопроектом предусматриваются изменения в статью 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), согласно которым предлагается распространить на избирателей, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, порядок включения в списки избирателей, аналогичный закрепленному для избирателей, находящихся в местах временного пребывания или занятых на предприятиях с непрерывным циклом работы, а также избирателей, участников референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, т.е. речь идет о подаче личного заявления не позднее чем за три дня до дня голосования.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что "нарушение правил регистрации само по себе не должно влечь за собой таких последствий, которые затрагивали бы содержание конституционных прав и свобод граждан и (или) создавали бы непреодолимые препятствия для их реализации" (Определение Конституционного Суда от 8 декабря 2011 года N 1794-О-О).
Если гражданин по тем или иным причинам не исполнил возложенную на него обязанность регистрации по месту жительства и, как следствие, не был включен в список избирателей, он в соответствии с пунктом 16 статьи 17 Федерального закона вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, которая в течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования обязана проверить сообщенные им сведения и представленные документы, в том числе о регистрации по месту пребывания, и внести его в список избирателей либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 17 статьи 17 Федерального закона для категории граждан, находящихся в местах временного пребывания, или занятых на предприятиях с непрерывным циклом работы, а также избирателей, участников референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, участковая комиссия, куда обратился с письменным заявлением вышеназванный избиратель, участник референдума, обязана передать информацию о его включении в список избирателей в участковую комиссию по месту жительства избирателя, участника референдума, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской федерации (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории другого субъекта Российской Федерации). В то же время о включении по личному письменному заявлению избирателей, участников референдума, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования избирателей, участников референдума информацию никуда передавать не требуется.
Поэтому предусматривать одинаковый срок подачи личного заявления, как предлагают авторы законопроекта - (не позднее, чем за три дня до дня голосования) для избирателей, участников референдума, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, и избирателей, участников референдума, находящихся в местах временного пребывания или занятых на предприятиях с непрерывным циклом работы, а также избирателей, участников референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, представляется излишним.
Вместе с тем, действующее положение пункта 17 статьи 17 Федерального закона в отношении граждан, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, можно рассматривать в качестве дополнительной гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, и оно не создает "привилегированного положения" данной категории избирателей по отношению к другим.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 24 сентября 2012 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.