Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 494994-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов), внесенный депутатами Государственной Думы А.И. Фокиным, В.М. Резником, В.А. Пехтиным, А.Г. Шишкиным, а также Е.А. Туголуковым, В.Г. Малеевым, Е.А. Самойловым, М.П. Ненашевым, М.Ф. Загидулловым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 494994-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов), внесенный депутатами Государственной Думы А.И. Фокиным, В.М. Резником, В.А. Пехтиным, А.Г. Шишкиным, а также Е.А. Туголуковым, В.Г. Малеевым, Е.А. Самойловым, М.П. Ненашевым, М.Ф. Загидулловым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Новой редакцией законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), предусматривающие установление нескольких форм бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, исключение из разрешения на добычу охотничьих ресурсов избыточной информации об охотнике, а также установление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти форм государственного охотхозяйственного реестра.
Комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта, поскольку предлагаемые изменения направлены на повышение эффективности государственного управления. При этом установление нескольких форм бланков разрешений на добычу отдельных видов, исключение избыточной информации об охотнике и охотничьем билете позволит упростить и значительно ускорить процедуру их выдачи, устранив излишние административные барьеры при получении охотниками разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Вместе с тем в отношении рассматриваемого законопроекта имеется ряд замечаний.
Разрешение на добычу охотничьих ресурсов является правоустанавливающим документом и представляет собой единый документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов, положения о котором содержатся в главе V Закона об охоте.
Согласно части 2 статьи 29 Закона об охоте любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено Законом об охоте.
Требования, предъявляемые к разрешению на добычу охотничьих ресурсов, предусмотрены в статье 30 Закона об охоте. В пункте 1 этой же статьи указано, что в разрешении должны быть указаны сведения об охотнике и охотничьем билете, предусмотренные подпунктами "а", "г", "д", "е", "ж" пункта 6 части 2 статьи 37 Закона об охоте. Также в ней содержится информация о виде охоты, который предполагается осуществлять, сведения о добываемых охотничьих ресурсах, количестве добываемых охотничьих ресурсов, сроках охоты и местах охоты.
Как видим, положение пункта 1 статьи 30 Закона об охоте, являясь по своему характеру отсылочной нормой и применяемой во взаимосвязи с отдельными положениями статьи 37 Закона об охоте, само по себе направлено на ограничение перечня сведений об охотнике и охотничьем билете.
Также следует обратить внимание на то, что сведения об охотнике и охотничьем билете содержатся в статьях 20 и 21 Закона об охоте. При этом статья 21 Закона об охоте содержит исчерпывающий перечень сведений об охотничьем билете, а статья 20 Закона об охоте определяет объем сведений об охотнике, установленный в соответствии со статьей 37 Закона об охоте, который превышает объем сведений, предусмотренный действующей редакцией пункта 1 статьи 30 Закона об охоте.
В случае принятия законопроекта перечень сведений об охотнике и охотничьем билете трансформируется в более широкий перечень, так как в отличие от действующей редакции, в пункте 1 статьи 30 законопроекта отсутствуют ссылки на отдельные положения статьи 37 Закона об охоте.
Также следует иметь в виду, что в последствии, применение указанной нормы может создать предпосылки для злоупотреблений в сфере ее применения, а именно, в установлении требований о предоставлении не предусмотренных законом "лишних" документов, не связанных с получением разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Поэтому, учитывая возможные последствия принятия в такой трактовке положения пункта 1 статьи 30, можно сделать вывод, что процедура оформления разрешений на добычу охотничьих ресурсов будет усложнена, что противоречит концепции законопроекта.
С учетом изложенного, необходимо уточнить редакцию предлагаемых изменений статьи 30 Закона об охоте.
Что касается вопроса об утверждении различных форм бланков разрешения на добычу охотничьих ресурсов, то Комитет в целом поддерживает мнение Правительства Российской Федерации, изложенное в официальном отзыве на законопроект, о необходимости установить критерии различных форм бланков таких разрешений в рамках существующего видового разнообразия охотничьих животных. В данном случае, наделение уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минприроды России) полномочием по утверждению различных форм разрешений на добычу охотничьих ресурсов позволит обеспечить надлежащий контроль за объемами добычи охотничьих ресурсов.
Следует также согласиться с тем, что наделение уполномоченного федерального органа исполнительной власти полномочием по утверждению форм ведения государственного охотничьего реестра позволит обеспечить эффективное ведения реестра органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Текст законопроекта доработан с учетом предложений и замечаний Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и повторно внесен в Государственную Думу до первого чтения.
На законопроект поступило 4 положительных отзыва субъектов Российской Федерации. Остальные субъекты Российской Федерации свое отношение к законопроекту, в соответствии со статьей 26.4 Федерального закона N 184-ФЗ от 06 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не выразили.
Правительство Российской Федерации в представленном официальном отзыве на законопроект в целом поддерживает его принятие при условии его доработки ко второму чтению в соответствии с указанными замечаниями.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации также считает возможным поддержать законопроект с учетом мнения Правительства.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 494994-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.