Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 155903-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" разработан в целях совершенствования механизма установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти.
В настоящее время в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, в том числе пониженные ставки для отдельных видов нефти сырой, определяются Правительством Российской Федерации на основании мониторинга цен нефти на мировых рынках нефтяного сырья, с учетом предусмотренного указанным Законом предельного размера ставок вывозных пошлин на нефть сырую, и устанавливаются путем издания ежемесячных постановлений Правительства Российской Федерации.
Законопроектом предлагается ввести новый порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, сохранив при этом действующие размеры предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, рассчитанные на основе мониторинга цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья.
В соответствии с предлагаемым порядком Правительство Российской Федерации устанавливает формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (в том числе особые ставки для отдельных видов нефти) и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на основе средней цены нефти на мировых рынках нефтяного сырья.
В целях определения средней цены нефти федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации (Минэкономразвития России), продолжит вести мониторинг цен на мировых рынках нефтяного сырья, результаты которого, как и в рамках действующего порядка, будут официально публиковаться.
После проведения расчета конкретных значений ставок по формуле, установленной Правительством Российской Федерации, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти рассчитает их и ставки будут доведены последним до сведения таможенных органов и участников рынка в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не позднее чем за четыре дня применения указанных ставок.
Таким образом, на уровне нормативного правового акта Правительства Российской Федерации будет закреплены формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, что позволит организациям, осуществляющим экспорт указанных товаров, более точно планировать и прогнозировать сумму таможенных платежей на будущие периоды.
Законопроектом предлагается создание простого и прозрачного механизма установления особых ставок вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов нефти сырой.
В настоящее время Правительством Российской Федерации установлены отдельные (пониженные) ставки вывозных таможенных пошлин на сверхвязкую нефть и нефть, добываемую на отдельных месторождениях. На практике Правительство Российской Федерации устанавливает такие пониженные ставки для отдельных месторождений, рентабельность разработки которых не достигает приемлемого для инвестора уровня при применении общеустановленных ставок вывозных таможенных пошлин ввиду особых геологических, природно-климатических условий, отсутствия необходимой инфраструктуры и т.п. Отдельные ставки вывозных таможенных пошлин применяются для целей стимулирования добычи сверхвязкой нефти (в рамках реализации решений, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 700-р) и разработки указанных низкорентабельных месторождений.
В настоящее время указанные отдельные ставки также устанавливаются в вышеупомянутых ежемесячных постановлениях Правительства Российской Федерации. При этом в нормативных правовых актах не закреплены принципы и порядок подготовки и принятия решений о применении отдельных ставок вывозных таможенных пошлин для конкретных низкорентабельных месторождений и условия прекращения их применения. Отсутствие четких критериев и порядка применения отдельных ставок вывозных таможенных пошлин существенно снижает стимулирующий эффект, на достижение которого направлено применение данных ставок.
В отличие от действующего порядка, в соответствии с законопроектом отдельные формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин для указанных выше видов нефти сырой будут закреплены на уровне постановления Правительства Российской Федерации. При этом Правительство Российской Федерации будет наделено следующими полномочиями в отношении применения особых формул для стимулирования разработки отдельных низкорентабельных месторождений (не включая месторождения, содержащие запасы сверхвязкой нефти):
определение порядка подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин;
утверждение перечня месторождений, к которым применяются такие ставки, определение количества нефти сырой, добытой на каждом месторождении, которое может быть вывезено с применением таких ставок, а также установление порядка контроля количества нефти сырой, в отношении которого применяются особые формулы расчета ставок.
В рамках реализации данных полномочий Правительством Российской Федерации будет установлены, в частности, общие условия применения особых формул расчета ставок, порядок сбора и анализа информации о показателях разработки низкорентабельных месторождений, подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин по конкретным месторождениям (в том числе, предложений о количестве нефти, к которому будут применяться такие ставки), а также порядок регулярного пересмотра принятых на основе таких предложений решений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин.
Таким образом, будет создан стабильный и понятный механизм таможенно-тарифного стимулирования добычи сверхвязкой нефти и разработки низкорентабельных месторождений нефти (в виде установления особых (пониженных) ставок вывозных таможенных пошлин), при сохранении у государства возможности контроля за применением мер стимулирования с целью недопущения злоупотреблений и управления поступлениями в бюджетную систему Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации указанных положений, в законопроекте предусмотрен порученческий пункт Правительству Российской Федерации об обеспечении принятия подзаконных актов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Принятие законопроекта не приведет к выпадающим доходам бюджетной системы, поскольку особые ставки вывозных таможенных пошлин на нефть будут применяться только в отношении тех проектов, которые не будут реализованы без указанной меры государственной поддержки.
По имеющимся расчетам, большинство новых проектов разработки месторождений характеризуются большой удаленностью от существующей инфраструктуры, в большинстве случаев - более суровыми климатическими условиями и сложной геологией. В результате, расчетные средние удельные капитальные затраты превышают аналогичные затраты на действующих месторождениях на 25 - 40% (строительство новой дорогостоящей инфраструктуры и более сложные технологии бурения), операционные затраты - на 40 - 60 % (более высокие затраты на логистику, высокие эксплуатационные затраты), транспортные - до 50% в связи с большим транспортным плечом).
В действующей налоговой системе, основанной на изъятии ренты с выручки, большинство указанных проектов экономически нерентабельно.
Таким образом, применение особых (пониженных) ставок экспортных пошлин, обоснованность которых будет в каждом конкретном случае подтверждаться на основе утвержденной методики и анализа типовых финансово-экономических моделей, позволит ввести в эксплуатацию дополнительные запасы нефти, соответственно, увеличит налогооблагаемую базу добычи нефти.
По оценке на основе комплексной модели перспективных проектов, ввод которых планируется в 2013 - 2018 годах, накопленная дополнительная добыча нефти, которая возможна лишь при условии фискальных льгот, составит в период до 2030 г. до 500-550 млн. т, суммарные инвестиции компаний (без учета мультипликативного эффекта) - порядка 35 - 40 млрд. долл., объем дополнительных бюджетных поступлений (только по экспортной пошлине и НДПИ, без учета налога на прибыль и прочих налогов) - более 300 млрд. долл.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
В целях реализации Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" принятию подлежат следующие акты Правительства Российской Федерации:
1) о порядке подтверждения факта добычи нефти сырой, обладающей физико-химическими характеристиками,
срок подготовки и принятия - до 1 марта 2013 г., головной исполнитель - Минэнерго России, соисполнители - Минприроды России, ФТС России;
2) о порядке подготовки предложении о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую,
срок подготовки и принятия -до 1 марта 2013 г., головной исполнитель - Минэнерго России,
соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России, ФТС России;
3) о перечне месторождений, количестве нефти сырой, добываемой на каждом из них и порядке контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую,
срок подготовки - до 1 марта 2013 г., головной исполнитель - Минэнерго России,
соисполнители - Минэкономразвития России, Минприроды России, ФТС России;
4) о расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти,
срок подготовки - до 1 марта 2013 г.,
головной исполнитель - Минэнерго России,
соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России, ФТС России.
Изменению подлежит постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 251 "О порядке доведения через официальные источники информации средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском)",
срок подготовки - до 1 марта 2013 г.,
головной исполнитель - Минэнерго России,
соисполнители - ФТС России, Минэкономразвития России, Минфин России;
5) о порядке мониторинга цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в целях определения средней цены за период мониторинга.
срок подготовки - до 1 марта 2013 г.,
головной исполнитель - Минэкономразвития России
соисполнители - Минэнерго России, Минфин России, ФТС России.
Признанию утратившими силу подлежат:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1155 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти",
срок подготовки - до 1 марта 2013 г., головной исполнитель - Минэнерго России,
соисполнители - ФТС России, Минэкономразвития России, Минфин России;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. N 328 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1155",
срок подготовки - до 1 марта 2013 г.,
головной исполнитель - Минэнерго России,
соисполнители - ФТС России, Минэкономразвития России, Минфин России;
3) постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2011 г. N 493 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1155",
срок подготовки - до 1 марта 2013 г.,
головной исполнитель - Минэнерго России,
соисполнители - ФТС России, Минэкономразвития России, Минфин России;
4) постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2011 г. N 716 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1155",
срок подготовки - до 1 марта 2013 г.,
головной исполнитель - Минэнерго России,
соисполнители - ФТС России, Минэкономразвития России, Минфин России;
5) пункт 24 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. N 97,
срок подготовки - до 1 марта 2013 г.,
головной исполнитель - Минэнерго России,
соисполнители - ФТС России, Минэкономразвития России, Минфин России;
6) постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 204 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1155",
срок подготовки - до 1 марта 2013 г., головной исполнитель - Минэнерго России,
соисполнители - ФТС России, Минэкономразвития России, Минфин России;
7) постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации",
срок подготовки - до 1 марта 2013 г.,
головной исполнитель - Минэнерго России,
соисполнители - ФТС России, Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.