Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 51053-6 "О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
(о дополнительных мерах по трудовой адаптации лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы),
внесенному Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, целью проекта федерального закона N 51053-6 "О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" является содействие в трудоустройстве лиц, освобожденных из мест лишения свободы, при их повторном обращении в органы службы занятости.
Законопроектом предлагается включить в категорию лиц, испытывающих трудности в поиске работы, не только лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, но и трудоустроенных на основании направлений государственных учреждений службы занятости по срочным трудовым договорам в течение первого года после освобождения из указанных учреждений.
Предлагаемое изменение, по мнению авторов, позволит данным лицам сохранить статус испытывающих трудности в поиске работы при неоднократном обращении в течение года после освобождения в центр занятости населения и быть участниками мероприятий по временному трудоустройству неоднократно.
В то же время лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, трудоустроенные на основании направлений государственных учреждений службы занятости по срочным трудовым договорам в течение первого года после освобождения из указанных учреждений, относятся к категории занятых и не могут быть признаны безработными и принимать участие в мероприятиях по временному трудоустройству как безработные граждане, испытывающие трудности в поиске подходящей работы. Таким образом, предлагаемое законопроектом изменение входит в противоречие с положениями Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), которые законопроектом не затрагиваются.
Кроме того, Закон о занятости ограничений по неоднократному обращению граждан, в том числе, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, за содействием в поиске подходящей работы не содержит.
При этом, следует учитывать, что в Законе о занятости кроме закрепления права безработных граждан на возможность участия в мероприятиях по временному трудоустройству предусматривается широкий перечень иных гарантий в сфере защиты от безработицы, в частности: бесплатное содействие гражданам в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда; предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения; а также бесплатное предоставление безработным гражданам услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; содействие самозанятости безработных граждан; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; проведение в целях обеспечения временной занятости безработных граждан оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости.
Одновременно субъектам Российской Федерации наряду с правом разрабатывать и реализовывать меры активной политики занятости населения, даны полномочия также разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения, что в равной мере может применяться к такой категории граждан как лица, освобожденные из мест лишения свободы.
Таким образом, вопросы оказания содействия занятости лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уже нашли свое отражение в Законе о занятости и дополнительного правового регулирования не требуют.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 30 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от 49 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 20 субъектов РФ получен положительный отзыв; от органов государственной власти 2 субъектов Российской Федерации получен отрицательный отзыв. Мнения органов государственной власти остальных субъектов РФ следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении отмечает несогласованность положений законопроекта с нормами Закона о занятости населения.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению поддерживает концепцию законопроекта.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей поддерживают данный проект федерального закона.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 51053-6 "О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета по труду, |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.