Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 53700-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации", вносимый Верховным Судом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дифференцировать различные виды мошенничества и выделение в отдельные составы ряда мошеннических действий в зависимости от сферы правонарушений.
Концептуально поддерживая законопроект, Правительство Российской Федерации считает необходимым доработать его с учетом следующих замечаний.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта дополняется часть четвертая статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) новым квалифицирующим признаком - мошенничество, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение. Вместе с тем авторами законопроекта не принято во внимание, что степень общественной опасности мошенничества, повлекшего лишение права гражданина на жилое помещение, зависит от того, было ли утраченное жилое помещение единственным местом для постоянного проживания гражданина.
Также следует отметить, что выделение жилого помещения в качестве особого предмета преступного посягательства в статье 159 УК не в полной мере согласуется с общим принципом наступления ответственности за преступления против собственности в зависимости от размера ущерба, суммы которого определены в примечании к статье 158 УК.
Далее, при введении новой статьи 159.2 УК не учитывается, что объективную сторону мошенничества при получении выплат могут составлять неправомерные действия при распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, а также имуществом, передаваемым в рамках социального страхования (технические средства реабилитации, протезы, путевки на санаторно-курортное лечение и т. п.).
Предлагаемая редакция статьи 159.3 УК не учитывает того, что преступления, совершаемые с использованием чужих или поддельных кредитных либо расчетных карт, чаще всего совершаются способом снятия денежных средств через банкоматы либо для покупок дорогостоящих товаров в интернет-магазинах с последующей перепродажей.
Декларируемая в пояснительной записке цель введения статьи 159.4 УК - борьба с мошенничеством, совершаемым по принципу финансовых пирамид, не может быть достигнута без законодательного определения понятия "финансовая пирамида", которое законопроектом не предусмотрено. В этой связи дополнение УК предлагаемой нормой не окажет положительного эффекта в инвестиционной деятельности, а, напротив, позволит организаторам финансовых пирамид уклоняться от уголовной ответственности, так как в настоящее время финансовые пирамиды не заявляют своей целью ведение инвестиционной деятельности и не осуществляют ее, а являются добровольными деловыми клубами с платным включением новых участников или кредитно-потребительскими кооперативами.
Не в полной мере отвечает потребностям правоприменительной практики предусмотренная в законопроекте статья 159.6 УК. Предлагаемые в диспозиции указанной нормы признаки состава преступления характеризуют лишь способы получения компьютерной информации для последующего обмана либо введения в заблуждение. В то же время уголовной ответственности не будут подлежать такие виды компьютерного мошенничества, как мошеннические операции путем выставления счетов за неоказанные услуги (кремминг), ложные предложения товаров и услуг через сеть Интернет с предоплатой, финансовые интернет-аферы (соинвестирование, ложная благотворительность) и др.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом изложенных замечаний.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.