Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 53700-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (в части дифференциации мошенничества на отдельные составы)
внесен Верховным Судом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 53700-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на дифференциацию мошенничества на отдельные составы в зависимости от сферы общественных отношений.
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона подготовлен с учетом анализа действующего зарубежного законодательства, опыта развитых в экономическом и правовом отношении стран, результатов проведенного Верховным Судом Российской Федерации с участием верховных, краевых, областных и равных им судов изучения вступивших в 2011 г. в законную силу приговоров по делам о мошенничестве, а также анализа высказанных судьями позиций относительно необходимости установления в отдельных статьях Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) ответственности за различные виды мошенничества.
В связи с чем, предлагается УК РФ дополнить новыми статьями, предусматривающими уголовную ответственность за мошенничество в сфере кредитования, при получении выплат, с платежными картами, при осуществлении инвестиционной деятельности, в сфере страхования, в сфере компьютерной информации.
Наряду с этим действующую статью 159 УК РФ "Мошенничество" предлагается дополнить новым квалифицирующим признаком в виде мошенничества, повлекшего лишение права гражданина на жилое помещение.
Комитет считает необходимым отметить, что вышеназванные составы преступлений предусматривают квалифицирующие признаки в виде причинения значительного ущерба гражданину, совершения преступления группой лиц по предварительному сговору, совершения преступления лицом с использованием своего служебного положения, а также в крупном или особо крупном размере, т.е. точно такие как и в общем составе мошенничества, при этом и с тождественными санкциями. Такое положение вещей, по мнению Комитета, не согласуется с концепцией законопроекта.
Что касается дополнения УК РФ новой статьей 159.1 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за мошенничество в сфере кредитования, то есть за хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, то Комитет отмечает, что в таком случае, норма охватит и тех лиц, которые получая кредит, используют обманные способы, при этом, не желая нанести кредитору реальный ущерб.
В этой связи, интересен международный опыт. К примеру, уголовное право Германии содержит ряд статей, устанавливающих ответственность и за "кредитный обман", и за мошенничество при капиталовложении, при этом они являются специальными по отношению к общей норме о мошенничестве.
Что касается дополнения УК РФ новой статьей 159.2 УК РФ, предполагающей ввести уголовную ответственность за мошеннические действия при получении выплат, то можно отметить следующее. Проектная норма не учитывает, что объективную сторону мошенничества при получении выплат могут составлять неправомерные действия при распоряжении средствами, например, материнского капитала. Кроме того, понятие "социальные выплаты" является родовым по отношению ко всем перечисленным в норме выплатам.
Комитет обращает внимание, что проектная статья 159.4 УК РФ, направленная на противодействие мошеннических действий при осуществлении инвестиционной деятельности, предполагаемых "финансовых пирамид" также вызывает вопросы, поскольку при совершении мошенничества в этой сфере, как правило, утаивается ведение инвестиционной деятельности.
В дальнейшей доработке нуждается и проектная статья 159.6 УК РФ, которая предполагает установить ответственность за мошенничество в сфере компьютерной информации. Проектная норма охватывает лишь частично предмет посягательства, который возможен в данной сфере общественных отношений. Так, уголовной ответственности не будет подлежать кремминг, то есть мошеннические операции путем выставления счетов за не оказанные услуги.
В связи с введением в УК РФ новых статей, предлагается внести соответствующие изменения в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части определения формы предварительного расследования и подследственности.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе, с учетом высказанных замечаний, принять в первом чтении проект федерального закона N 53700-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерацию", внесенный Верховным Судом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.