Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 17 июля 2012 г. N 3.2-04/933
по проекту федерального закона N 33022-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 10 июля 2012 года, и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) по принципу "одного окна".
С этой целью вносятся изменения в сорок законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Земельный, Жилищный, Градостроительный, Налоговый, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законы Российской Федерации "О средствах массовой информации", "О защите прав потребителей", "О недрах", федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "Об актах гражданского состояния", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О негосударственных пенсионных фондах", "О государственной социальной помощи", "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержки формирования пенсионных накоплений", "О связи", "О рекламе", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О государственном кадастре недвижимости", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", принцип "одного окна" заключается в предоставлении государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя в многофункциональный центр с заявлением о предоставлении ему услуги и необходимых документов.
Обязательным элементом предоставления государственных и муниципальных услуг посредством многофункциональных центров в режиме "одного окна" является заключение соглашения о взаимодействии между многофункциональным центром, с одной стороны, и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, - с другой.
По данным Министерства экономического развития Российской Федерации на конец 2011 года в Российской Федерации действует 655 многофункциональных центров в 62 субъектах Российской Федерации, которыми предоставляются от 50 до 170 наиболее массовых государственных и муниципальных услуг. До конца 2012 года количество многофункциональных центров планируется довести до 1000, при этом в перспективе возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" должна быть обеспечена гражданам в каждом муниципальном районе и городском округе.
Деятельность многофункциональных центров позволила сократить сроки получения государственных и муниципальных услуг, выявить и исключить избыточные функции при получении и обработке информации.
Однако, до принятия рассматриваемого Федерального закона в ряде федеральных законов, регламентирующих порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, содержались ограничения, из-за которых заявитель обязан был предоставлять дополнительные документы, необходимые для получения услуги и получать результат услуги только через соответствующий государственный или муниципальный орган власти, лично взаимодействовать с уполномоченными представителями государственных и муниципальных органов для совершения отдельных действий и процедур, что не соответствовало принципу "одного окна", введенного Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Принятым Федеральным законом обеспечивается возможность граждан получить через многофункциональный центр наиболее массовые и социально значимые услуги в сферах: занятости населения, защиты прав потребителей, недропользования, миграции, недвижимого имущества, регистрации актов гражданского состояния, пенсионного и социального обеспечения, регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, землепользования и т.д.
Федеральным законом расширятся возможности использования единого портала государственных и муниципальных услуг при обращении в органы государственной власти и органы местного самоуправления, включая регистрацию актов гражданского состояния, регистрацию индивидуальных предпринимателей.
Также Федеральным законом предусматривается усиление административной ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, работников многофункциональных центров и иных организаций, осуществляющих функции многофункциональных центров, работников бюджетных учреждений, предоставляющих государственные услуги в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, за нарушение порядка предоставления государственной услуги, а также усиление административной ответственности должностных лиц органов государственной власти за нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), в том числе в виде дисквалификации.
Кроме того устанавливается, что в рамках осуществления межведомственного взаимодействия документы смогут предоставляться в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Устранен принятым Федеральным законом ряд ограничений для использования с 1 января 2013 года органами государственной власти и органами местного самоуправления Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах для подтверждения факта уплаты государственной пошлины, с одновременным освобождением заявителя от обязанности предоставлять квитанции, подтверждающие осуществление платежей.
Таким образом, принятие Федерального закона позволит продолжить работу по устранению правовых препятствий для обмена документами и информацией между уровнями публичной власти, в рамках межведомственного информационного взаимодействия и расширить перечень услуг, оказываемых многофункциональными центрами.
Федеральный закон соответствует Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1021-р, и позволит повысить качество предоставляемых общественно значимых государственных и муниципальных услуг.
Согласно заключению Правового управления Аппарата Совета Федерации в Федеральном законе не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".
Председатель Комитета |
С.М. Киричук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.