Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 79403-6 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, М.Х. Юсуповым, А.В. Кнышовым, Д.В. Волковым, Б.К. Балашовым
(утв. решением Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 13 сентября 2012 г. N 21/3)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (назначен соисполнителем по законопроекту Решением Совета Государственной Думы от 21 июня 2012 года, протокол N 36) рассмотрен внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, М.Х. Юсуповым, А.В. Кнышовым, Д.В. Волковым, Б.К. Балашовым проект федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в статью 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в соответствии с которыми устанавливаются обязательные условия приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии и тепловых сетей. При этом, такие условия предусматривают: предоставление потребителям товаров, работ, услуг в соответствии с установленными показателями надежности и качества по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не менее 20 лет с момента приватизации; реконструкцию, модернизацию объекта (объектов) приватизации и (или) создание объекта (объектов) электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, технологически связанных (соединенных) с объектами приватизации, в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более 10 лет с момента приватизации.
В целях повышение результативности и эффективности реализации перечисленных обязательных условий приватизации, положениями законопроекта предусматривается, что контроль за их исполнением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в рамках контроля за реализацией (исполнением) инвестиционных программ организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Необходимо отметить, что согласно статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электроэнергетики относятся, в том числе объекты электросетевого хозяйства. Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" источником тепловой энергии является устройство, предназначенное для производства тепловой энергии, а тепловая сеть определена как совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Таким образом, следует уточнить дополнение, вносимое законопроектом в абзац первый пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в части его соотношения с положением абзаца шестого указанного пункта, исключающим из числа объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, которые могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения. При этом обращаем внимание, что согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 данной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 указанного Федерального закона объекты, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 статьи 30 законопроекта мероприятия по реконструкции, модернизации объекта (объектов) приватизации и (или) по созданию объекта (объектов) электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, технологически связанных (соединенных) с объектом (объектами) приватизации, включаются в инвестиционную программу организации, осуществляющей эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей. Однако, инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики и теплоснабжения утверждаются регулирующим органом и учитываются им при установлении предельных значений цен (тарифов) на товары (работы, услуги), предоставляемые такими хозяйствующими субъектами. Также положениями законопроекта (абзац 7 пункта 5 статьи 30) предусматривается, что в случае нарушения собственником и (или) законным владельцем установленных обязательных условий приватизации органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта (объектов) по остаточной стоимости объекта (объектов) за вычетом убытков, причиненных потребителям вследствие нарушения обязательных условий приватизации. В этой связи, целесообразно отметить, что нуждаются в уточнении правовые последствия отказа регулирующего органа в согласовании инвестиционной программы, разработанной соответствующим хозяйствующим субъектом, и включающей в себя финансовое обеспечение мероприятий, которые в законопроекте предлагается относить к обязательным условиям приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии и тепловых сетей. Из положений законопроекта неясно, следует ли считать такой отказ регулирующего органа нарушением собственником указанных объектов энергетики обязательных условий их приватизации, влекущим за собой применение последствий, предусмотренных абзацем 7 пункта 5 статьи 30 проекта федерального закона.
Следует также отметить, что положения, предусмотренные абзацем 7 пункта 5 статьи 30 законопроекта, в том числе в части условий выкупа имущества, не соответствуют положениям, установленным пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которым в случае нарушения собственником условия о сохранении назначения приватизированного объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта для муниципальных нужд. Кроме того, указанные положения законопроекта не определяют методику расчета суммы убытков, причиненных потребителям вследствие нарушения обязательных условий приватизации.
Одновременно законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в статью 9 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривающие, что отчуждение объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, переуступка прав пользования ими и внесение таких объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускается.
Комитет отмечает, что законопроект направлен на повышение качества предоставляемых услуг в сфере электроснабжения и теплоснабжения за счет установления целевого назначения использования объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии и тепловых сетей, а также на стимулирование использования различных форм государственно-частного партнерства в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.