Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 97661-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 97661-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, и отмечает следующее.
Суть предлагаемых законопроектом изменений заключается в предоставлении права на одновременное получение гражданам из числа ставших инвалидами узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, двух пенсий, одна из которых - трудовая пенсия по старости, другая - пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению на том же уровне, который установлен для лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда".
В пенсионном законодательстве установлено общее правило, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.
Предоставление права на одновременное получение двух пенсий, как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования, является льготой, предоставляемой ограниченному кругу лиц по основаниям, закрепленным в законах.
Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на вторую пенсию предоставлено, в том числе, отдельным категориям лиц, имеющим в соответствии Федеральным законом "О ветеранах" статус ветеранов и участников Великой Отечественной войны, к числу которых бывшие узники фашизма не отнесены.
Предоставление такого права гражданам из числа узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, поставит их в преимущественное положение по отношению к гражданам, отнесенным в соответствии с Законом Российской Федерации "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны, но не имеющим права на вторую пенсию.
Следует отметить, что для рассматриваемой категории граждан законодательством Российской Федерации предусмотрены меры социальной поддержки и льготы.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.03.2005 N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, выплачивается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей, а бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 500 рублей.
Кроме того, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в случае признания их инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
По законопроекту поступило 85 отзывов законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поддержали законопроект 31 законодательный и 20 исполнительных органов, не поддержали - 4 законодательных и 21 исполнительный орган. В остальных 9 отзывах замечаний и предложений по законопроекту не высказано.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению поддерживает концепцию законопроекта.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказало замечания, касающиеся, в том числе, вопросов финансового обеспечения предлагаемых законопроектом изменений.
По итогам рассмотрения Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.