Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 86567-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления региональных и местных нормативов градостроительного проектирования", внесенному депутатом Государственной Думы М.Л. Шаккумом
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив указанный проект федерального закона (далее - законопроект), Правовое управление сообщает следующее.
Законопроектом (пункт 1 статьи 1) предлагается дополнить статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) новым пунктом 23, содержащим определение понятия "нормативы градостроительного проектирования". При этом, как следует из определения, указанные нормативы подлежат учету, в том числе и при разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования. В этой связи в целях согласованности положений ГрК РФ между собой полагали бы необходимым внести соответствующие изменения в часть 6 статьи 9 и часть 3 статьи 31 ГрК РФ, регламентирующие подготовку соответственно документов территориального планирования и проектов правил землепользования и застройки, являющихся документами градостроительного зонирования, и не предусматривающие при их подготовке учет нормативов градостроительного проектирования.
Кроме того, по нашему мнению, в рамках законопроекта необходимо затронуть изменениями пункты 19 и 20 статьи 1 ГрК РФ, в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют в собственном законодательстве виды объектов регионального и местного значения, подлежащих отображению соответственно в документах территориального планирования субъектов Российской Федерации и документах территориального планирования муниципальных образований. Между тем, в соответствии с проектируемыми законопроектом изменениями в ГрК РФ, подготовку указанных документов территориального планирования предлагается осуществлять на основе соответствующих нормативов градостроительного проектирования, которые (проектируемая законопроектом статья 9.1 ГрК РФ) содержат определенный перечень видов объектов регионального и местного значения.
В отношении содержания проектируемого пункта 23 статьи 1 ГрК РФ (пункт 1 статьи 1 законопроекта) обращаем внимание на некорректность использования в законодательных нормах словосочетания "в установленном порядке" (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П).
В соответствии с частями 1, 2 и 3 проектируемой законопроектом (пункт 4 статьи 1) статьей 9.1 ГрК РФ как региональные нормативы градостроительного планирования, так и местные нормативы градостроительного проектирования муниципальных районов, поселения, городского округа подлежат применению для целей подготовки документации по планировке территории. В этой связи полагали бы необходимым определить соотношение указанных нормативов при подготовке документации по планировке территории. Аналогичное замечание в части необходимости определения соотношения местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов и местных нормативов градостроительного проектирования поселения и городского округа относится к частям 2 и 3 проектируемой законопроектом статьи 9.1 ГрК РФ, так как все указанные нормативы подлежат применению для целей подготовки документов градостроительного зонирования.
Пунктом 1 части 1 проектируемой статьи 9.1 ГрК РФ к объектам регионального значения отнесены, в том числе, метрополитены. Согласно пункту 19 статьи 1 ГрК РФ под объектами регионального значения понимаются объекты и территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации. При этом Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации организация транспортного обслуживания населения на метрополитене не относится.
Подпунктом "в" пункта 1 части 2 и подпунктом "в" пункта 1 части 3 проектируемой статьи 9.1 ГрК РФ к объектам местного значения муниципального района и к объектам местного значения поселения и городского округа отнесены объекты коммунально-бытового назначения, в том числе места накопления, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что не согласуется с вопросами местного значения муниципальных образований, в соответствии с которыми муниципальный район осуществляет только организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, поселение - только организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а городской округ - организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Обращаем внимание, что в законодательстве Российской Федерации не определены такие понятия, как "расчетные показатели планируемого социально-экономического развития субъекта Российской Федерации", "расчетные показатели планируемого социально-экономического развития муниципальных образований", "существенное изменение уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации", "существенное изменение уровня социально-экономического развития муниципальных образований", которые используются в пункте 2 части 2, в части 5 проектируемой законопроектом статьи 9.2, части 2, части 6 проектируемой законопроектом статьи 9.3 ГрК РФ.
В проектируемых законопроектом статьях 9.2 и 9.3 ГрК РФ представляется необходимым обозначить, какими органами утверждаются соответственно региональные нормативы градостроительного проектирования и местные нормативы градостроительного проектирования муниципальных районов, поселений и городских округов. Обращаем также внимание, что в проектируемой законопроектом статье 9.3 ГрК РФ ("Подготовка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования") не содержится положений, регламентирующих подготовку местных нормативов градостроительного проектирования поселения и городского округа.
Согласно части 4 проектируемой статьи 9.2 ГрК РФ утвержденные региональные нормативы градостроительного проектирования подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования законодательных актов субъектов Российской Федерации. Полагаем указание на данный порядок некорректным с учетом того, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются только порядок подготовки и утверждения региональных нормативов (часть 1 проектируемой статьи 9.2). Таким образом, региональные нормативы могут быть утверждены не законодательным актом субъекта Российской Федерации, а иным нормативным правовым актом.
С учетом используемой в законодательстве Российской Федерации терминологии, касающейся программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, слова "планы и программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации" (часть 5 проектируемой законопроектом статьи 9.2 ГрК РФ) и "планы и программы социально-экономического развития муниципальных образований" (часть 6 проектируемой статьи 9.3 ГрК РФ) полагаем необходимым заменить на "программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации" и "планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований".
Согласно части 4 проектируемой законопроектом статьи 9.3 ГрК РФ проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления (при наличии официального сайта) в сети "Интернет" или опубликованию в печатном средстве массовой информации органа местного самоуправления. Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" орган местного самоуправления может быть учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 131-ФЗ), который не предусматривает учреждение печатного средства массовой информации в качестве обязанности органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 5 проектируемой статьи 9.3 ГрК РФ утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Обращаем внимание, что согласно Федеральному закону N 131-ФЗ порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу определяется уставом муниципального образования только в отношении муниципальных правовых актов. Порядок официального опубликования иной официальной информации Федеральным законом N 131-ФЗ не устанавливается.
По законопроекту имеются замечания терминологического характера. В частности, в ГрК РФ, как и в законодательстве Российской Федерации, термин "объекты рекреационного назначения" (пункт 3 части 1, подпункт "г" пункта 1 части 3 проектируемой законопроектом статьи 9.1) не используется. Согласно подпункту "г" пункта 1 части 2 проектируемой законопроектом статьи 9.1 ГрК РФ под объектами инженерной инфраструктуры понимаются объекты "электро и газоснабжения", в то же время в соответствии с подпунктом "д" пункта 1 части 3 указанной проектируемой законопроектом статьи ГрК РФ под объектами инженерной инфраструктуры понимаются объекты "электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения".
Обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 272981-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (принят во втором чтении), которым статья 1 ГрК РФ дополняется пунктом 23.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.