Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 86567-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления региональных и местных нормативов градостроительного проектирования", внесенному депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Б.В. Агаевым
(шестой созыв)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 86567-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления региональных и местных нормативов градостроительного проектирования" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Б.В. Агаевым, и сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан с целью установления требований к составу региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а также конкретизации положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), регулирующих порядок подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования.
Законопроектом предлагается дополнить понятийный аппарат Кодекса термином "нормативы градостроительного проектирования", а также определить показатели каких именно объектов должны быть установлены в нормативах градостроительного проектирования (далее - нормативы) в зависимости от того, являются ли они региональными, местными нормативами муниципального района или местными нормативами поселения, городского округа.
По мнению Комитета, предлагаемые автором законопроекта поправки заслуживают поддержки, поскольку будут способствовать сбалансированному учету экологических, экономических, социальных и иных факторов развития территорий на основе документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
В то же время, Комитет отмечает ряд недостатков, которые могут быть устранены в ходе доработки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Так, по мнению Комитета, указанные в пункте "в" части 2 и пункте "в" части 3 статьи 9.1 Кодекса виды объектов не в полной мере соответствуют полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду подпункт "в" пункта 1 части 2 и подпункт "в" пункта 1 части 3 статьи 9.1 Градостроительного кодекса
Также следует отметить, что в действующей редакции части 4 статьи 24 Кодекса расчетные показатели устанавливаются, в том числе с учетом доступности объектов социального и коммунально-бытового назначения для инвалидов. В законопроекте данный показатель доступности не используется. При этом, по мнению Комитета, следует учесть не только интересы инвалидов, но и других маломобильных групп населения.
Комитет полагает целесообразным включить в законопроект определение таких используемых в законопроекте понятий как "объекты социально-культурного назначения" и "объекты рекреационного назначения", поскольку указанные термины в действующем законодательстве трактуются различным образом.
В соответствии с законопроектом нормативы градостроительного проектирования являются требованиями, подлежащими учету при разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории. Вместе с тем, поскольку указанные документы территориального планирования и градостроительного зонирования должны быть утверждены до 31 декабря 2012 года, и во многих субъектах Российской Федерации, а также муниципальных образованиях данная работа уже проведена, Комитет полагает необходимым предусмотреть в законопроекте переходные положения, которые не позволят приостановить работу по подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования соответствующими субъектами.
Указанные в законопроекте часть 2 статьи 9.2 и часть 2 статьи 9.3 Кодекса устанавливают, что подготовка региональных и местных нормативов градостроительного проектирования осуществляются с учетом расчетных показателей планируемого социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований соответственно. В то же время законопроектом не предусмотрены положения, раскрывающие такие расчетные показатели, неясно, кем они должны утверждаться.
Как следует из законопроекта, основанием изменения региональных нормативов является "существенное изменение показателей социально-экономического развития". Вместе с тем указанное понятие носит оценочный характер и требует уточнения. Также Комитет считает целесообразным рассмотреть вопрос о включении в законопроект положений о возможности изменения региональных нормативов градостроительного применения с учетом их практической реализации.
При доработке законопроекта ко второму чтению целесообразно рассмотреть вопрос о более подробном разделении обязательных требований, которые устанавливаются в соответствии с законодательством о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Также следует более четко разграничить соотношение региональных и местных нормативов при подготовке документации по планировке территории и градостроительного зонирования.
Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает проект федерального закона N 86567-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления региональных и местных нормативов градостроительного проектирования" с учетом изложенных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.