Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по правовым и судебным вопросам
на проект федерального закона N 330219-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам и Протокола к Договору между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25 августа 1998 года"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации в пределах компетенции рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам и Протокола к Договору между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25 августа 1998 года" и отмечает следующее.
Проект данного Федерального закона внесен в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президентом Российской Федерации 17 февраля 2010 года, принят в первом чтении и в целом 14 мая 2010 года.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам, подписанный в городе Москве 25 августа 1998 года (далее - Договор), и Протокол к данному Договору, подписанный в городе Москве 23 июля 2003 года подлежат ратификации.
Заключение Договора направлено на совершенствование международно-правовой регламентации российско-вьетнамского сотрудничества в вопросах правовой помощи и правовых отношений по гражданским и уголовным делам.
Договором регулируются взаимоотношения Сторон по гражданским делам в вопросах правоспособности и дееспособности, признании ограниченно дееспособным или недееспособным, признании лица безвестно отсутствующим или умершим, регламентируются отношения семейного и трудового права, имущественные вопросы и вопросы наследства.
Одновременно Договором устанавливаются взаимоотношения Сторон по осуществлению уголовного преследования, выдаче для уголовного преследования, исполнению приговора.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Договора граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны такой же правовой защитой личности и имущества, как и граждане этой Договаривающейся Стороны.
Частью 2 этой статьи регламентировано, что граждане одной Договаривающейся Стороны имеют право беспрепятственно обращаться в учреждения юстиции другой Договаривающейся Стороны, компетентные по гражданским и уголовным делам, выступать в них, предъявлять иски, возбуждать ходатайства, а также осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, как и граждане этой Договаривающейся Стороны.
В соответствии со статьей 2 Договора учреждения юстиции и другие органы Договаривающихся Сторон, компетентные по гражданским и уголовным делам, оказывают друг другу правовую помощь по этим делам. Для целей настоящего Договора под учреждениями юстиции понимаются суды, органы прокуратуры, а также другие учреждения, компетентные в гражданских и уголовных делах в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой они находятся.
Одновременно Договором регламентируется объем правовой помощи, содержание и форма запроса об оказании правовой помощи, порядок вызова свидетеля или эксперта, предоставление информации, признание официальных документов.
Статьей 17 Договора установлено, что в правовой помощи может быть отказано, если ее оказание может нанести ущерб суверенитету, безопасности или другим важным интересам, а также противоречит основным принципам законодательства или международным обязательствам запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
В свою очередь, Протокол дополняет пункт 1 статьи 63 Договора подпунктом 6, которым устанавливается новое основание отказа в выдаче для уголовного преследования: "преступление, в связи с которым поступил запрос о выдаче, наказывается смертной казнью в соответствии с законодательством запрашивающей Договаривающейся Стороны и при этом запрашивающая Договаривающаяся Сторона не предоставит запрашиваемой Договаривающейся Стороне достаточные гарантии того, что смертный приговор не будет приведен в исполнение".
По заключению Правового управления Аппарата Совета Федерации положения Договора и Протокола к нему соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, согласуются с международными обязательствами Российской Федерации.
Федеральный закон о ратификации Договора и Протокола к нему согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам решил:
рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам и Протокола к Договору между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25 августа 1998 года".
Председатель Комитета |
А.Г. Лысков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.