Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 159916-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Подпунктом "д" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей от 31 декабря 2008 г. N Пр-2801 предусмотрена подготовка изменений в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих совершенствование процедуры присвоения квалификационных классов судьям и увеличение количества квалификационных классов судей с существенной дифференциацией оплаты за каждый квалификационный класс.
В настоящее время Постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 21 сентября 1992 г. N 3503-1 и от 13 мая 1993 г. N 4960-1 установлены порядок присвоения квалификационных классов судьям, их виды (высший квалификационный класс и первый - пятый квалификационные классы) и размеры доплат судьям за квалификационные классы в процентном отношении к должностным окладам от 15% (пятый квалификационный класс) до 30% (высший квалификационный класс).
Настоящим законопроектом увеличивается количество квалификационных классов с шести до десяти, включая высший квалификационный класс, при этом выплата за девятый квалификационный класс устанавливается в размере 30% от должностного оклада, за высший квалификационный класс - в размере 150% от должностного оклада, и усовершенствуется процедура присвоения квалификационных классов.
При этом законопроектом в целом изменена система оплаты труда судей.
Устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение судье, которое будет состоять из:
месячного оклада судьи в соответствии с замещаемой им должностью (должностного оклада);
месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (оклада за квалификационный класс);
доплат за ученую степень или ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", стимулирующих профессиональный рост судей, а также доплаты судьям Конституционного Суда Российской Федерации за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей, в размерах, установленных действующим законодательством;
доплаты за выслугу лет в процентном отношении от должностного оклада судьи, которая дифференцируют оплату труда судей, в зависимости от различного стажа работы и квалификации, и направлена на привлечение высококвалифицированных и наиболее опытных кадров, ежемесячного денежного поощрения.
Помимо ежемесячного денежного вознаграждения судьям будет производиться выплата иных ежемесячных надбавок:
за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
за особые условия работы в Чеченской Республике;
выплаты судьям военных судов, уволенным либо приостановившим военную службу.
Законопроектом устанавливается выплата ежеквартального денежного поощрения, не входящего в состав ежемесячного денежного вознаграждения.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к ежемесячному денежному вознаграждению судей и иным выплатам устанавливается районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к ежемесячному денежному вознаграждению за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законопроектом впервые устанавливается порядок формирования фонда оплаты труда судей.
В пределах установленного фонда оплаты труда предусматривается возможность выплаты судьям премий и оказания материальной помощи, т.к. в судейском корпусе возможно наличие вакансий.
Размер ежемесячного денежного вознаграждения каждого конкретного судьи с учетом ежеквартального денежного поощрения не будет уменьшен по сравнению оплатой труда, которая ему производится в настоящее время в соответствии с действующим законодательством.
Выплата выходного пособия судьям при увольнении, ежемесячного пожизненного содержания судьям уходящим в отставку и 50-процентной ежемесячной надбавки судьям имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, будет производиться из расчета ежемесячного денежного вознаграждения.
При этом размеры выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания и 50-процентной надбавки судьям, имеющим право на получение пожизненного содержания, но продолжающим работать, не будут уменьшены по сравнению с размерами указанных выплат, рассчитанными исходя из действующих в настоящее время нормативов, в связи с увеличением размеров выплат по квалификационным классам.
Законопроектом учтено положение о пересмотре судьям, пребывающим в отставке на день вступления в силу законопроекта, выплат по ранее присвоенным квалификационным классам согласно таблице соответствия для работающих судей. При этом сохранена норма действующего законодательства, в соответствии с которой пребывающему в отставке судье выплачивается ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% заработной платы работающего по соответствующей должности судьи.
В связи с введением в системе оплаты труда судей нового понятия "ежемесячное денежное вознаграждение" взамен "заработной платы", законопроектом предусмотрено внесение изменений в ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, в части корректировки понятий.
Кроме того, признается утратившим силу ряд нормативных правовых актов, бессистемно устанавливающих в настоящее время значительное количество различных надбавок и выплат в оплате труда судей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"
1. Бюджетные ассигнования необходимые на реализацию законопроекта.
Оплата труда судей |
48,1 млрд. рублей |
Ежемесячное пожизненное содержание судей, 50% пожизненного содержания судьям, имеющим право на отставку, но продолжающим работать |
15,6 млрд. рублей |
Выходное пособие судьям |
2,2 млрд. рублей |
Итого необходимо на реализацию законопроекта |
65,9 млрд. рублей |
2. Предусмотрено в расходах федерального бюджета на 2013 год - 61,7 млрд. рублей.
3. Дополнительная потребность - 4,2 млрд. рублей.
Указанные бюджетные ассигнования предусмотрены в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.