Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 58373-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части совершенствования правового положения иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект, разработанный во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 19 февраля 2010 г. N Пр-451 и от 30 октября 2010 г. N Пр-3178, направлен на обеспечение непрерывности обучения иностранных граждан в российских образовательных учреждениях, продвижение экспорта российских образовательных услуг путем снятия административных барьеров на обучение в Российской Федерации иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации на основании обыкновенной рабочей визы, с сохранением трудовых отношений с работодателем, явившихся целью въезда, и на расширение возможности трудоустройства иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных учреждениях профессионального образования.
При разработке законопроекта учитывались положения Концепции государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, одобренной Президентом Российской Федерации 18 октября 2002 г., Концепции демографической политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, утвержденные Президентом Российской Федерации 18 декабря 2010 г.
Законопроектом предлагается установить, что пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации на основании обыкновенной рабочей визы не препятствует его обучению в образовательных учреждениях на территории Российской Федерации без изменения цели въезда.
Законодательство Российской Федерации, в том числе международные договоры, не ограничивает право иностранных граждан на образование.
Согласно пункту 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Конвенции о правах ребенка 1989 г. государства-участники признают право ребенка на образование и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей вводят бесплатное и обязательное начальное образование. В соответствии со статьей 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
На основании пунктов "с" и "е" статьи 3 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года (СССР ратифицировал Конвенцию (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 г. N 254-VI). Конвенция вступила в силу для СССР 1 ноября 1962 г. В целях ликвидации или предупреждения дискриминации, подпадающей под определение, данное в указанной Конвенции, государства, являющиеся сторонниками последней, обязуются предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам, а также не допускать в том, что касается платы за обучение, предоставления стипендий и любой другой помощи учащимся, никаких различий в отношении к учащимся гражданам данной страны со стороны государственных органов, кроме различий, основанных на их успехах или потребностях.
Законопроектом также предлагается установить возможность продления срока пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на период обучения без необходимости выезда из страны в случае перевода из одного образовательного учреждения в другое либо при переходе с одной образовательной программы на другую.
В целях расширения возможности трудоустройства обучающихся в Российской Федерации иностранных граждан законопроектом предусматривается предоставление им права на осуществление трудовой деятельности в свободное от учебы время без получения дополнительных разрешений в образовательных учреждениях, в которых они обучаются, либо в хозяйственных обществах, созданных высшими учебными заведениями в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", в которых они обучаются.
В случае принятия законопроекта будет создана основа для формирования механизма адресной работы с иностранными гражданами, в том числе соотечественниками, стимулирующего их учебу и трудоустройство в России, что позволит оптимизировать трудовую миграцию в целях сохранения, накопления и развития интеллектуального потенциала Российской Федерации.
Вместе с тем в отношении иностранных граждан упомянутых категорий, сохраняется предусмотренный законодательством Российской Федерации комплекс мер, регулирующих вопросы их въезда и пребывания в России: визовый режим (там, где он предусмотрен), наличие приглашений и гарантий от работодателей, ответственность работодателей, миграционный учет и т.д., что позволит государству в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в полном объеме осуществлять функции по контролю и надзору.
Принятие законопроекта позволит российским образовательным учреждениям в упрощенном порядке решать административные вопросы приема на обучение иностранных граждан, но не приведет к их массовому и неконтролируемому въезду в страну, не создаст напряженности на рынке труда.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 256 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части совершенствования правового положения иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 256 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части совершенствования правового положения иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 256 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части совершенствования правового положения иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части совершенствования правового положения иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 256 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части совершенствования правового положения иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации" не потребует разработки, принятия и признания утратившими силу, а также изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.