Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 59048-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"
Досье на проект федерального закона
В Законодательное Собрание Санкт-Петербурга продолжают приходить письма от детей войны:
- от тех, кто в годы Великой Отечественной войны трудились в тылу наравне со взрослыми, но документы подтверждающие это не сохранились,
- и от тех, кто пережил оккупацию и подвергался на оккупированных территориях жесткой трудовой повинности.
В связи с поступающими письмами мы вынуждены вновь обратиться к проблеме детей войны. В данном проекте предлагается выделить в отдельную категорию лиц, родившихся до 31 декабря 1931 года включительно, без подтверждения стажа работы в годы Великой Отечественной войны, которые не имеют статуса ветерана войны и не являются узниками фашистских концлагерей, за исключением лиц, отбывавших наказание в местах лишения свободы.
Эту категорию мы обозначили по аналогии с Указом Президента, по которому еще в декабре 1993 года при повышении пенсии труженикам тыла за работу в годы войны, граждане, родившиеся до 31 декабря 1931 года включительно, были учтены. Они получили такое же право на повышение, без подтверждения стажа работы в годы Великой Отечественной войны и без выяснений кто был в оккупации, а кто не был. В настоящее время этот размер увеличения пенсии (90 рублей) потерял свою значимость.
Во время войны они были детьми. В 2011 году самому молодому из них исполнится 80 лет. Без огромного трудового напряжения детей, подростков, женщин и стариков в годы войны никто и никогда не встретил бы Победный 1945 год. Что касается тех, кто был в оккупации, то их жизнь была не только тяжелой, но и страшной - на оккупированных территориях шло преднамеренное истребление мирного населения.
Сегодня это одна из самых незащищенных категорий стариков, переживших войну.
И если другие категории, прошедшие войну, имеют статусы участника войны, жителя блокадного Ленинграда, узника, труженика тыла и, в соответствии с этим статусом, дополнительное материальное обеспечение, то эта категория не имеет ничего, хотя во время войны им выпали не меньшие испытания.
В проекте федерального закона предлагается лиц, родившихся до 31 декабря 1931 года включительно, без подтверждения стажа работы в годы Великой Отечественной войны, отнести к той же категории ветеранов Великой Отечественной войны, что и труженики тыла (подпункт 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), за исключением лиц, отбывавших наказание в местах лишения свободы.
Учитывая, что в соответствии с законодательством, гражданин может получать меры социальной поддержки только по одному основанию, а меры социальной поддержки тружеников тыла наименьшие среди ветеранов Великой Отечественной войны, узников фашистских концлагерей и граждан, имеющих группы инвалидности, то к категории ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (труженики тыла), будут отнесены граждане (не инвалиды), перенесшие все тяготы Великой Отечественной войны и не имеющие никакой поддержки, а так как с начала войны прошло уже 70 лет, то это в основном дети войны - подростки.
В Российской Федерации проживает около 336 тысяч таких граждан. Реализация предложенного законопроекта потребует дополнительные расходы из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 5,7 млрд. в год.
Необходимо учесть, что расходы из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимые для реализации предложенного законопроекта, будут ежегодно снижаться в связи с убыванием численности граждан, прошедших войну. Так, по сведениям комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, численность проживающих в Санкт-Петербурге лиц, родившихся до 31 декабря 1931 года включительно, которые не смогли подтвердить статус ветерана войны либо узника фашистских концлагерей в конце 2006 года составила 88649 человек, на начало 2011 года их уже меньше 60 тысяч человек.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О ветеранах", меры социальной поддержки лиц, отнесенных к категории ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако бюджетам субъектов Российской Федерации направляются средства федерального бюджета в виде субсидий на частичное возмещение расходов субъектов Российской Федерации по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов войны.
По данным автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" по состоянию на 13.04.2010 общая численность пенсионеров в Санкт-Петербурге (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) составляет 1,12 млн. человек, из них 64 165 граждан, родившихся до 31 декабря 1931 года включительно, у которых стаж работы (военной службы) не подтвержден документами (не награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в тылу в годы ВОВ) и которые не являются ветеранами Великой Отечественной войны либо узниками фашистских концлагерей (далее - граждане, родившиеся до 31 декабря 1931 года включительно).
Из 64 165 граждан, родившихся до 31 декабря 1931 года включительно, зарегистрировано в федеральном регистре льготников, как имеющих инвалидность, 50 467 человек. В результате, только 13 698 человек, или 21% от общего числа пенсионеров указанной категории, будут являться региональными льготниками, то есть теми гражданами, чьи меры социальной поддержки определяются законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, и на которых, в соответствии с установленным труженикам тыла в Санкт-Петербурге перечнем мер социальной поддержки, из бюджета Санкт-Петербурга потребуется 238,6 млн. рублей в год.
N п/п |
Вид расходов |
Затраты на 1 чел. (руб.) |
Численность получателей (чел.) |
Всего (руб.) |
1. |
Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) |
751.72 руб./мес. |
13698 |
(751.72 +700) х 13698 = 19.8 млн. руб./мес. |
2. |
Предоставление льгот по ЖКХ |
700 руб./мес. |
Итого: 238, 6 млн. рублей в год
По данным Федеральной службы государственной статистики России 29 млн. граждан старше трудоспособного возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет).
Если придерживаться такого же соотношения между пенсионерами и гражданами, родившимися до 31 декабря 1931 года включительно, то можно предположить, что в Российской Федерации проживает 1,6 млн. граждан, родившихся до 31 декабря 1931 года включительно, и из них 21 % , то есть 336 тысяч, являются региональными льготниками, так как не имеют инвалидности.
Таким образом, реализация предложенного законопроекта потребует дополнительные расходы из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 5,7 млрд. в год.
Необходимо учесть, что эти расходы будут ежегодно снижаться в связи с убыванием численности граждан, прошедших войну.
Перечень законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" не потребует признания утратившими силу и приостановления действия ранее принятых законов и других нормативных актов или отдельных их положений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.