Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 448425-4 "О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы М.А. Аюповым, М.Т. Гаджиевым, Г.С. Дорошенко Б.И. Кодзоевым, Е.Н. Трофимовым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект разработан в целях защиты исконной среды обитания и обеспечения традиционного образа жизни на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что некоторые положения представленного законопроекта уже закреплены действующим законодательством, а отдельные - его дублируют.
Так, например, Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) установлены правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации. Статья 8 указанного закона определяет права малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Пункт 1 статьи 1, абзацы 8 и 9 статьи 2, статья 11 законопроекта частично дублируют преамбулу, пункт 4 статьи 1, а также часть 2 статьи 8 указанного федерального закона.
Таким образом, принятие специального законодательного акта в области защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации не требуется, а совершенствование законодательства в этой области может осуществляться в рамках действующих законодательных актов Российской Федерации.
В тоже время проработка законопроекта позволяет отметить следующее.
Содержание законопроекта не согласуется с действующими федеральными законами о коренных малочисленных народах в части понятийного аппарата. Так, в статье 2 законопроекта приводятся основные понятия, часть из которых уже определена в нормах-дефинициях действующих законодательных актов Российской Федерации. В частности, понятие "общины малочисленных народов" уже дано в Федеральном законе N 82-ФЗ (статья 1).
Из части 6 статьи 3 законопроекта неясно, на каких лиц будет распространяться действие закона.
Пунктом 9 статьи 8 и пунктом 7 статьи 9 законопроекта предусматривается совместное формирование и ведение федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) коренных малочисленных народов.
Вместе с тем согласно статье 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" указанные объекты подразделяются на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения. В отношении этих объектов ведется единый государственный реестр.
Пунктом 1 статьи 29 законопроекта полномочия Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области образования территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности до 31 декабря 2015 г. передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, данному Федеральному конституционному закону и федеральным законам.
Таким образом, законодательное установление обязанности Правительства Российской Федерации по передаче полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации является вмешательством в компетенцию Правительства Российской Федерации и противоречит упомянутому закону.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту мероприятия по созданию территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и территорий традиционного природопользования малочисленных народов потребуют финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Однако конкретных расчетов дополнительной потребности в бюджетных средствах не приведено.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.