Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Целью законопроекта является повышение гарантий прав собственности путем более детального регулирования отношений, складывающихся между эмитентом, регистратором, акционерами и иными лицами в связи с ведением реестра владельцев именных ценных бумаг.
Однако предлагаемые законопроектом изменения не позволяют решить указанную задачу, нарушают права эмитентов и владельцев ценных бумаг, излишне подробно регулируют отношения, связанные с учетом прав на ценные бумаги, содержат внутренние противоречия.
Так, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить пункт 4 статьи 9 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Закон) положением, согласно которому при учреждении общества учредители утверждают регистратора общества. При этом договор с регистратором общества заключается лицом, уполномоченным учредителями, до государственной регистрации общества.
Данное положение не согласуется с пунктом 5 статьи 2, статьей 8 Закона, устанавливающими, что общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Кроме того, предлагаемое изменение противоречит подпункту 17 пункта 1 статьи 65 Закона, согласно которому утверждение регистратора общества, условий договора с ним и расторжение этого договора относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Пунктом 6 статьи 1 законопроекта предлагается новая редакция абзаца восьмого пункта 3 статьи 33 Закона, согласно которой при выпуске именных облигаций общество обязано обеспечить ведение реестра операций с такими ценными бумагами в соответствии с законодательством. Действующая норма Закона предусматривает обязанность общества при выпуске именных облигаций вести реестр их владельцев, что является логичным, поскольку права, удостоверенные именной ценной бумагой, принадлежат названному в ценной бумаге лицу, т.е. ее владельцу (пункт 1 статьи 145 Гражданского кодекса Российской Федерации), и не требует доработки.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаца восьмого пункта 3 статьи 33 Закона" следует читать "абзаца седьмого пункта 3 статьи 33 Закона"
Пунктом 3 статьи 2 законопроекта, предусматривающим внесение изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон), устанавливается, что держатель реестра вправе отказать в проведении операции в реестре, если у него имеются обоснованные сомнения в подлинности подписи на соответствующем распоряжении или в подлинности или правомочности иного документа, в том числе заверенного в установленном порядке. Остается неясным, что подразумевается под обоснованными сомнениями в подлинности подписи или правомочности иного документа, если документ заверен в установленном порядке. Данное положение может способствовать созданию условий для проявления злоупотреблений со стороны держателя реестра.
Законопроектом предлагается уточнить и разделить понятия "реестр операций с ценными бумагами эмитента" и "реестр владельцев именных ценных бумаг", что создает правовую неопределенность и снижает эффективность правового регулирования отношений.
Требования к правилам ведения реестра, а также к лицам, непосредственно осуществляющим внесение записей по лицевым счетам зарегистрированных лиц, должны быть едиными, что обеспечит защиту прав владельцев ценных бумаг и позволит снизить издержки при ведении реестра. В этой связи закрепляемое в пункте 3 статьи 8.3 Федерального закона (в редакции законопроекта) требование о том, что правила ведения реестра являются неотъемлемой частью договора на ведение реестра, который в одностороннем порядке может изменяться регистратором, не поддерживается.
Законопроект содержит нормы, нарушающие права владельцев ценных бумаг. Например, предусматривается обязанность держателя реестра отказать в проведении операции в реестре в случаях, если способ предоставления документов для проведения операций в реестре не предусмотрен правилами его ведения, документы составлены не по установленной форме, если из свидетельства о праве на наследство нельзя установить точное число ценных бумаг, переходящих в собственность наследника, и отсутствует соглашение наследников о разделе наследуемого имущества или решение суда (подпункты 4, 5, 10 пункта 6 статьи 8.4 Федерального закона в редакции законопроекта).
Правительство Российской Федерации не поддерживает также исключение из Федерального закона нормы, устанавливающей запрет на осуществление регистратором сделок с ценными бумагами эмитента, реестр которого он ведет, поскольку норма направлена на предотвращение конфликта интересов эмитента и регистратора при осуществлении своей деятельности.
Новой статьей 8.5 Федерального закона (пункт 3 статьи 2 законопроекта) устанавливается ответственность эмитента и регистратора за нарушение порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и регистратору предписывается заключить договор страхования ответственности либо участвовать в формировании компенсационных фондов саморегулируемых организаций. В этой связи определяется объект страхования по договору страхования ответственности, страховой случай, сроки заключения данного договора и т.д., что не является предметом правового регулирования данного законопроекта.
Кроме того, в соответствии со статьей 51 Федерального закона за нарушение Федерального закона и других законодательных актов Российской Федерации о ценных бумагах лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством Российской Федерации, а причиненный вред подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
По тексту законопроекта имеются также иные замечания.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки в соответствии с указанными замечаниями до рассмотрения в первом чтении.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.