Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 79776-5 "О внесении изменений в главы 11, 12 и 13 Семейного кодекса Российской Федерации" (о праве детей на жилище в случае расторжения брака их родителями), внесенному депутатами Государственной Думы В.Д. Уласом и И.О. Эделем
Досье на проект федерального закона
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 79776-5 "О внесении изменений в главы 11, 12 и 13 Семейного кодекса Российской Федерации" (о праве детей на жилище в случае расторжения брака их родителями) и отмечает следующее.
1. Законопроектом предлагается:
закрепить в пункте первом статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации право ребенка на совместное жилище с родителями;
установить в статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации, обязанность родителей обеспечить детей жилищем для совместного проживания;
ввести в пункт первый статьи 86 Семейного кодекса Российской Федерации новый абзац, в соответствии с которым в случае утраты несовершеннолетними детьми права на проживание или невозможности проживания в жилище родителей (родителя) по решению суда каждый из родителей может быть привлечен к участию в дополнительных расходах по обеспечению детей благоустроенным жилищем, площадью не ниже социальной нормы в месте (населенном пункте) прежнего проживания детей. Обеспечение жилищем детей по выбору родителей (родителя) может быть осуществлено посредством покупки или аренды жилища. При этом сумма алиментов и дополнительных расходов на обеспечение детей жилищем каждого из родителей не должна быть более половины общих доходов каждого из родителей;
дополнить пункт второй статьи 86 Семейного кодекса Российской Федерации вторым абзацем, в соответствии с которым участие в фактически понесенных дополнительных расходах должно ограничиваться тремя предшествующими годами.
2. По мнению авторов, внесение данного законопроекта обусловлено необходимостью защиты прав несовершеннолетних детей на жилище для совместного проживания с родителями (родителем) и после расторжения брака последними.
3. Комитет отмечает, что на практике действительно существует проблема, связанная с наличием жилья у детей после расторжения брака родителей, однако предлагаемые в законопроекте пути решения проблемы обеспечения детей жилым помещением после расторжения брака родителей представляются недостаточно проработанными.
3.1. Так, авторы законодательной инициативы в тексте законопроекта используют термин "жилище". Однако в Семейном кодексе Российской Федерации используется е термин "жилище" не употребляется.
3.2. Дополнение пункта первого статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации словами "право на совместное жилище с родителями" не согласуется с названием статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации (право ребенка на защиту) и ее содержанием.
Кроме того, указное дополнение нарушает принцип структурирования законодательства поскольку, предлагается отнести к предмету правового регулирования семейного законодательства "право на жилище", относящиеся к сфере регулирования жилищного законодательства.
С точки зрения Конвенции о правах ребенка родители несут основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка, включая обеспечение ребенка питанием, одеждой и жильем (статья 27 Конвенции о правах ребенка). Само по себе "право ребенка на жилище" не регулируется семейным законодательством. Указанное право является составной частью конституционного права на жилище и конвенционной обязанности родителей обеспечивать ребенку условия жизни, необходимые для его развития наряду с обеспечением питанием и одеждой. К родителям, осуществляющим родительские права в ущерб правам и интересам детей, применяются меры административной и уголовной ответственности (пункт 1 статья 65 Семейного кодекса Российской Федерации, статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Следует также учитывать, что пунктом вторым статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации закреплено право ребенка на совместное проживание с родителями. Каждый ребенок имеет право на совместное проживание с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Учитывая изложенное, предложенное авторами законодательной инициативы дополнение пункта первого статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации является необоснованным и излишним.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.4. Также не соответствует содержанию и названию действующей нормы предложение о дополнении статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации новым пунктом по закреплению обязанности родителей обеспечить детей жилищем для совместного проживания.
Авторами законопроекта не учитывается, что в статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливаются права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей, а не конкретные меры по обеспечению прав ребенка.
Кроме того, действующее законодательство уже регулирует вопрос, связанный с обеспечением жильем детей в случае расторжения брака их родителями. Как уже отмечалось, в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации закреплено право ребенка на совместное проживание с родителями.
Статья 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. При раздельном проживании родителей место жительства ребенка определяется по соглашению между ними, а при невозможности достигнуть согласия по данному вопросу - судом.
В соответствии со статьями 63 и 64 Семейного кодекса Российской Федерации на родителей возложена обязанность по воспитанию и образованию ребенка, а также по защите его прав и интересов. При этом обеспечение интересов ребенка должно быть предметом основной заботы их родителей (пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Из изложенного следует, что дети имеют право на проживание в жилом помещении своих родителей независимо от статуса данного жилого помещения и независимо от того, расторгнут брак родителей или нет.
В соответствии с частью четвертой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Кроме того, в настоящее время в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года" (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 г.) Президиум Верховного Суда Российской Федерации дал обязательные для судов общей юрисдикции разъяснения, согласно которым родители обязаны в отношении своих детей сохранить право пользование жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, и после расторжения брака между ними.
3.5. Из предложенного авторами дополнения к пункту второму статьи 86 Семейного кодекса Российской Федерации неясно, какое событие (действие) предлагается взять за точку отчета при определении трехлетнего срока, которым предлагается ограничить участие родителей в фактически понесенных дополнительных расходах. Так же неясно, почему данный срок ограничивается тремя годами.
4. Комитет в целом соглашается с необходимостью внесения изменений в пункт первый статьи 86 Семейного кодекса Российской Федерации в части закрепления права суда на привлечение родителей к участию в дополнительных расходах по обеспечению детей благоустроенным жилищем, так как это позволит улучшить правоприменительную практику и будет способствовать реализации конституционного права ребенка на жилище.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению законопроект не поддерживает.
На законопроект поступило 60 отзывов от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 49 поддержали законопроект, 11 - против.
Учитывая изложенное, Комитет считает целесообразным предложить авторам доработать проект федерального закона N 79776-5 "О внесении изменений в главы 11, 12 и 13 Семейного кодекса Российской Федерации" в соответствии с подпунктом "а" пункта шестого статьи 112 Регламента Государственной Думы с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.