Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике
на проект федерального закона N 136888-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О потребительском кредитовании"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, В.К. Гартунгом, Ф.С. Тумусовым, Д.Г. Волчеком, О.В. Михеевым и предусматривает изменения в некоторые федеральные законы, направленные на решение проблем потребительского кредитования.
Законопроектом, в том числе, вносятся изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, которые, по мнению авторов, направлены на "стимулирование работодателей к расширению практики привлечения потребительских кредитов их работниками".
Законопроектом вносятся дополнения в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие включение в коллективный договор мер содействия в получении работниками потребительских кредитов, в том числе путем предоставления гарантий, поручительств, иного обеспечения со стороны работодателей.
Однако в части 3 статьи 41 ТК РФ уже предусмотрена возможность установления, с учетом финансово-экономического положения работодателей, льгот и преимуществ для работников, более благоприятных по сравнению с установленными законами.
Работодатели могут заключать договоры с работниками о предоставлении гарантии, поручительства при получении им потребительского кредита, т.е. фактически взять на себя обязательства погасить кредит банку в случае неплатежеспособности работника и тем самым снизить риски банков в случае не возврата кредитов. Однако такие договоры должны регулироваться не трудовым, а гражданским законодательством.
Законопроектом также вносятся дополнения в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающие обязанность работодателя по перечислению части средств из выплачиваемой заработной платы в счет погашения потребительского кредита, что, по мнению авторов, будет способствовать значительному снижению просроченной задолженности по кредитам.
Предлагаемые поправки в статью 136 ТК РФ не относятся к предмету данной статьи, предусматривающей гарантии по реализации права работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы и устанавливающей, что заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.
Предложение о дополнении статьи 136 ТК РФ частью 10, вменяющей в обязанность работодателя ежемесячно перечислять часть средств из выплачиваемой работнику заработной платы в счет потребительского, в том числе ипотечного кредита, предполагает возложение на работодателей обязанностей, не предусмотренных трудовым законодательством.
Кроме того, реализация, предлагаемых изменений потребует дополнительных затрат работодателей на организацию учета платежей по кредитам. Это касается и работодателей, финансируемых из федерального бюджета. Вместе с тем, в финансово-экономическом обосновании указывается, что принятие данного законопроекта не потребует дополнительных затрат.
Необходимо отметить, что предлагаемые в законопроекте изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации противоречат друг другу, т.к. с одной стороны предусматривают регулирование соответствующих отношений в договорном порядке путем заключения коллективного договора, а с другой стороны вводят безусловную обязанность работодателя перечислять часть средств заработной платы на погашение кредита.
По нашему мнению недостаточно продумано влияние предлагаемых изменений в ТК РФ на финансово- экономическое положение малых предприятий в случае, если значительная часть работников возьмет кредит под поручительство работодателя.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие Правительство Российской Федерации, общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей не поддерживают проект федерального закона.
Учитывая, что основной задачей работодателей является поддержание собственного производства, а также своевременная и в полном объеме выплата заработной платы работникам, а не снижение рисков банков и поддержка торговых предприятий, Комитет по труду и социальной политике не поддерживает предлагаемые в законопроекте изменения в Трудовой Кодекс Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.