Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике и предпринимательству
на проект федерального закона N 136888-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О потребительском кредитовании", внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, В.К. Гартунгом, Ф.С. Тумусовым, Д.Г. Волчеком, О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 136888-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О потребительском кредитовании", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, В.К. Гартунгом, Ф.С. Тумусовым, Д.Г. Волчеком, О.Л. Михеевым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов с целью приведения их в соответствие с проектом федерального закона "О потребительском кредитовании", который является базовым по отношению к рассматриваемому законопроекту.
В частности, статьей 1 законопроекта предлагается внести изменения в статью 28 Федерального закона "О рекламе" в части обязательного включения в рекламу услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита, как информации о процентах по такому кредиту, так и сведений о полной стоимости кредита. Законопроектом также предусмотрено, что реклама потребительского кредита не должна создавать впечатления о том, что предоставляемые потребителю денежные средства (товары, услуги) передаются безвозмездно. Данное требование не распространяется на беспроцентные займы и кредиты без условия будущего возврата денежных средств.
Комитет разделяет точку зрения авторов о том, что включение в рекламу услуг по предоставлению потребительского кредита информации о полной стоимости кредита и процентах по нему будет способствовать дальнейшему развитию рынка потребительского кредитования. Вместе с тем, законопроектом предлагается исключить пункт 2 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе", который определяет, что Федеральный закон "О рекламе" не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. Комитет отмечает, что Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" и Законом Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" предусмотрен ряд случаев установления прямой обязанности обнародования тех или иных сведений. К обязательной информации также относится информация, направленная на защиту потребителя от недобросовестных действий продавца, в том числе информация о соответствии товара государственным стандартам и техническим условиям, наличии сертификатов, сроке годности товара, наличии лицензии и др. Обязательной является также информация о режиме работы организации-продавца и об адресе производителя. Комитет считает, что такую информацию нельзя считать рекламной, поскольку она не преследует цели продвижения и продажи описываемого товара или услуги, а носит сугубо просветительский характер, следовательно, исключение пункта 2 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" является нецелесообразным.
Статьей 2 законопроекта предлагается внести в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации изменения, в соответствии с которыми в перечень условий коллективного трудового договора может быть включена обязанность работодателя по оказанию мер содействия в получении работниками потребительских кредитов. Комитет считает указанные изменения целесообразными, поскольку во многих коммерческих организациях существует подобная практика, и законодательное закрепление возможности работодателя оказывать работнику содействие в получении потребительского кредита будет способствовать дальнейшему увеличению объемов выданных потребительских кредитов и расширению охвата населения потребительскими кредитами.
Вместе с тем дополнение части третьей статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации положением о том, что работодатель не вправе обусловливать перечисление заработной платы оказанием работнику иных финансовых услуг со стороны кредитной организации, является неуместным. По мнению Комитета, предлагаемые изменения вступают в противоречие с положениями главы 20 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой единственным основанием для выплаты заработной платы является труд работника.
Кроме того, положениями части второй статьи 2 законопроекта не урегулированы вопросы уплаты вознаграждения за проведение кредитной организацией банковских операций по расчетно-кассовому обслуживанию потребительских кредитов, что может повлечь за собой возникновение дополнительных затрат как для работника - заемщика по договору потребительского кредитования, так и для работодателя. В этой связи Комитет рекомендует изложить часть вторую статьи 2 законопроекта в более корректной редакции, предусматривающей предоставление работодателю возможности ежемесячно перечислять часть заработной платы работника в счет погашения потребительского кредита на основании заявления работника.
Статьей 3 законопроекта предлагается внести в статью 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" изменение, в соответствии с которым "государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг, оказываемых кредитными организациями, осуществляются Центральным банком Российской Федерации". В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений предпринимателями обязательных требований, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством проведения проверок. Банк России не относится к числу федеральных органов законодательной или исполнительной власти. Более того, согласно статье 1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет свои функции и полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В этой связи Комитет считает, что эффективное выполнение Банком России уже установленной частью девятой статьи 3 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" функции по осуществлению банковского надзора, т.е. надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, является основной гарантией добросовестной деятельности банков и защиты прав потребителей в данной сфере, поскольку именно недобросовестные действия значительного количества банков, их злоупотребление доверием граждан стали причиной массовых нарушений прав потребителей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду частью девятой статьи 4
Кроме того, в соответствии с частью первой статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" вопросы защиты прав потребителей уже находятся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Согласно статьям 42.1 и 44 того же Закона, мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей также осуществляются высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий. Исходя из вышеизложенного, Комитет считает, что предлагаемые изменения приведут к неоправданному исключению контрольных функций из числа функций уполномоченного органа федеральной исполнительной власти по защите прав потребителей и нарушению единства правовых подходов к контролю соблюдения прав потребителей, о чем было упомянуто выше.
По мнению Комитета, статья 4 законопроекта, являющаяся логическим продолжением статьи 3, подлежит исключению либо более корректному изложению, соотносимому с законодательно закрепленными функциями Банка России.
Статьей 5 законопроекта предусмотрено, что порядок предоставления бюро кредитных историй информации по операциям потребительского кредитования устанавливается положениями Федерального закона "О потребительском кредитовании". Статья 25 проекта федерального закона N 136312-5 "О потребительском кредитовании" относит вопросы регулирования предоставления информации по операциям потребительского кредитования к ведению Банка России. В свою очередь, статьями 6 и 10 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях" уже четко определены основания и порядок предоставления бюро кредитных историй информации заинтересованным лицам. По мнению Комитета, данное обстоятельство делает неуместной адресацию к положениям проекта федерального закона "О потребительском кредитовании" в тексте рассматриваемого законопроекта.
Исходя из вышеизложенного, Комитет считает, что рассматриваемый проект федерального закона нуждается в существенной доработке.
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.