Заключение Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, Г.Е. Шевцовым, В.Г. Драгановым, А.А. Морозовым, А.В. Сабадашем, С.В. Собко, В.А. Корниловым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, Г.Е. Шевцовым, В.Г. Драгановым, А.А. Морозовым, А.В. Сабадашем, С.В. Собко, В.А. Корниловым (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям отмечает следующее.
Законопроект направлен на создание институциональных основ деятельности по выработке стратегических направлений развития отечественной промышленности для решения задачи обеспечения конкурентоспособности российской экономики.
В этих целях законопроектом вводятся понятия промышленной деятельности, промышленной политики, формулируются цели и принципы промышленной политики, устанавливаются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере промышленной политики. Устанавливаются требования к концепции промышленной политики как составной части концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Законопроект устанавливает в качестве одного из полномочий органов государственной власти Российской Федерации подготовку ежегодного доклада о ходе реализации национальной промышленной политики.
Законопроектом предполагается создание независимого общественного органа - Национального промышленного совета на основе добровольного представительства субъектов промышленной политики.
В целом, законопроект носит рамочный характер, насыщен декларативными нормами и практически не содержит правовых норм прямого действия.
По законопроекту имеются следующие замечания.
1. Нельзя согласиться с содержащимся в пункте 1 статьи 3 законопроекта определением промышленности, промышленной деятельности. Промышленность здесь определяется как сфера материального производства за исключением строительства и сельскохозяйственного производства. Представляется неудачным определять важнейшую отрасль народного хозяйства как остаток от вычитания других отраслей. Кроме того, материальное, в том числе и промышленное производство осуществляется в ряде отраслей наряду с оказанием услуг (лесное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт). В результате дефиниция, данная в законопроекте, делает неопределенными границы объекта промышленной политики. Более целесообразным представляется использовать перечисление видов экономической деятельности, включаемых в понятие промышленной деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, лесозаготовки, производство строительных материалов и изделий и т.д.
2. Неудачны и малосодержательны определения субъектов промышленной политики, содержащиеся в пункте 3 статьи 3 законопроекта, в частности, такие, как "организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов промышленной деятельности", "некоммерческие организации, выражающие интересы субъектов промышленной деятельности".
3. В части 3 статьи 9 устанавливаются требования к государственным корпорациям. При этом не учитывается, что государственные корпорации регулируются отдельными федеральными законами, а кроме того, ряд корпораций (Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов в городе Сочи) не являются субъектами промышленной деятельности.
4. Предусмотренная пунктом 10 статьи 6 законопроекта норма о ежегодной подготовке доклада о состоянии и развитии промышленности в Российской Федерации изложена как диспозитивная норма, не предусматривающая обязательности в ее реализации.
Одновременно следует учитывать, что согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" прогноз социально-экономического развития Российской Федерации (который опирается на информацию об итогах предшествующих периодов) и разработка соответствующих программ (в том числе промышленного развития) осуществляет Правительство Российской Федерации.
5. Предлагаемые в статьях 7 и 8, части 2 статьи 15, статье 17 законопроекта полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации промышленной политики на своем уровне и поддержке субъектов промышленной деятельности не соответствуют Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а полномочия органов местного самоуправления - Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
6. Имущественная поддержка субъектов промышленной деятельности, обозначенная в части 1 статьи 15 и раскрытая в статье 17 законопроекта, состоящая в передаче субъектам промышленной деятельности и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов промышленной деятельности на безвозмездной основе имущества, находящегося в публичной собственности, в том числе имущества, образующего казну государства, противоречит действующему законодательству.
7. Требует дополнительного раскрытия обозначенная в части 1 статьи 15 законопроекта такая форма поддержки субъектов промышленной деятельности, как "поддержка посредством размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" названный закон принят в целях "обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов".
8. Статья 10 законопроекта предусматривает создание Национального промышленного совета, который создается путем "квотного" представительства субъектов промышленной политики. Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 3 законопроекта субъектами промышленной политики являются: органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, осуществляющие промышленную деятельность, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов промышленной деятельности, некоммерческие организации, выражающие интересы субъектов промышленной деятельности. Следовательно, предлагается образование государственно-общественного органа, который будет осуществлять задачи, которые либо уже закреплены законодательством за органами государственной власти, либо входят в полномочия Общественной палаты Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям считает, что из-за декларативности многих положений, наличия существенных противоречий с действующим законодательством в представленном виде законопроект не отвечает заявленной цели законодательного обеспечения формирования и реализации национальной промышленной политики.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям считает, что проект федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" не может быть поддержан без его существенной доработки.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.