Заключение Комитета Государственной Думы по обороне
по проекту федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, Г.Е. Шевцовым, В.Г. Драгановым, А.А. Морозовым, А.В. Сабадашем, С.В. Собко
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, Г.Е. Шевцовым, В.Г. Драгановым, А.А. Морозовым, А.В. Сабадашем, С.В. Собко, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Целью законопроекта является содействие выработке и реализации стратегических приоритетов развития промышленности, как основы развития экономики и социальной сферы.
Объектом регулирования законопроекта являются правоотношения, возникающие между субъектами экономической деятельности при формировании и реализации промышленной политики.
Анализ содержания законопроекта позволяет сделать следующие выводы:
1. Исходя из заявленного в статье 1 законопроекта предмета его регулирования, содержательная его часть должна включать совокупность норм, регулирующих процессы, связанные с формированием и реализацией промышленной политики.
Однако изложенные в законопроекте общие организационные и экономические принципы промышленной политики носят неконкретный, часто необязательный (используется термин "может"), декларативный характер и выборочно повторяют положения отдельных нормативных правовых актов (Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и др.). Следствием этого является отсутствие в законопроекте системы правовых норм, направленных на регулирование правоотношений между участниками формирования и реализации промышленной политики.
2. Промышленная политика является составной частью программы социально-экономического развития государства и является инструментом, направленным на решение задач развития и оптимизации структуры экономики государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Поэтому представленный в статье 4 законопроекта перечень задач промышленной политики не является полным.
3. Промышленная политика в соответствии с Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" и постановлениями Правительства Российской Федерации о государственной структурной политике на соответствующие планируемые периоды экономической деятельности является частью структурной политики государства и входит в программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" прогноз социально-экономического развития Российской Федерации и разработка соответствующих программ (в том числе промышленного развития) осуществляет Правительство Российской Федерации.
В связи с этим данный вопрос не требует дополнительного регулирования.
4. В законопроекте нарушен базовый принцип планирования социально-экономического развития Российской Федерации - комплексность системы целевых ориентиров социально-экономического развития и планирования государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров за счет наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительными полномочиями.
Так, в законопроекте предполагается деление промышленной политики на федеральную, региональную и муниципальные программы поддержки субъектов промышленной деятельности, включая программы содействия развитию промышленных кластеров, без их структурирования, согласования, установления ответственности участников и порядка контроля результатов реализации.
Кроме этого, изложенные в законопроекте полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации не соответствуют Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а полномочия органов местного самоуправления - Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Также необходимо отметить, что для органов местного самоуправления с учетом объемов доходной части местных бюджетов осуществление программ поддержки субъектов промышленной деятельности, а тем более развитие кластеров, по мнению Комитета, трудно реализуемо.
5. В законопроекте требуют уточнения статус, полномочия и представительность Национального промышленного совета и форма его организации.
6. Предлагаемый в части 3 статьи 9 законопроекта механизм учета при составлении планов и программ деятельности для государственных корпораций показателей промышленного развития, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, не соответствует федеральным законам, регулирующим деятельность соответствующих государственных корпораций и нормативным правовым актам, регулирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти.
8. Статьи 13 и 14 содержит перечень близких по содержанию положений.
Необходимо также отметить, что при разработке концепции на долгосрочную перспективу и программы социального-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, включающей промышленную политику, целесообразно говорить об основах промышленной политики и программе промышленного развития на соответствующие периоды.
9. В части 1 статьи 16 необоснованно ограничен перечень источников финансирования субъектов промышленной деятельности за счет только федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Таким образом, Комитет Государственной Думы по обороне считает, что законопроект не соответствует положениям ряда федеральных законов, не содержит регулирующих норм права и не достигает поставленной цели содействия выработке и реализации стратегических приоритетов развития промышленности.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.