Заключение Комитета Государственной Думы по безопасности
на проект федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, Г.Е. Шевцовым, В.Г. Драгановым, А.А. Морозовым, А.В. Сабадаш, С.В. Собко, В.А. Корниловым
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, Г.Е. Шевцовым, В.Г. Драгановым, А.А. Морозовым, А.В. Сабадаш, С.В. Собко, В.А. Корниловым, в Комитете Государственной Думы по безопасности рассмотрен.
Предпосылки подготовки такого закона обусловлены изменениями в национальной и мировой экономике, а также достижениями научно-технического прогресса и возрастающими потребностями цивилизованного общества. Поэтому несомненен интерес к его основным положениям.
Основное внимание в законопроекте уделяется организационно-управленческим аспектам формирования промышленной политики, характеристике форм и методов ее практического осуществления. При этом описание форм и методов носит декларативный характер, оно не включает социально-психологические аспекты, подбор и расстановку кадров, направления и перспективность практических результатов для страны. Ряд представленных положений, которым уделено место в проекте закона, не является его предметом.
Значительное внимание уделено различным формам "поддержки субъектов промышленной деятельности", но не выделены требования или условия ответственности за достижение результатов или упущения при выполнении важных заданий.
Статья 1 законопроекта не несет в себе полезной нагрузки. Утверждение о том, что закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами и органами государственной власти при формировании и реализации промышленной политики, не подкреплено конкретностью мер, способов, правил. Хотя такая правовая норма необходима и должна быть прописана четко.
В главе 2 законопроекта предусматривается разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере промышленной политики. На самом же деле в этой главе речь идет о разграничении полномочий по регулированию отношений в сфере промышленного производства, что уже отражено в ныне действующем законодательстве.
Предлагаемые в законопроекте (статья 3) определения основных понятий весьма общи в формулировках и вызывают возражения по существу. В первую очередь это относится к таким базовым понятиям как "промышленность", "промышленная политика", "промышленный кластер".
Определение "промышленности" как некой части хозяйственной деятельности после вычитания других отраслей экономики является некорректным и делает объект промышленной политики размытым. - определение "промышленной политики" как системы мер и действий оправдано по целям и задачам, на достижение которых она (политика) ориентирована, но их набор не несет характер активного, наступательного характера. Имеет место несогласованность в формулировании целей в ст. 3 других статьях проекта, например, в ст.4 законопроекта.
Определение понятия "промышленный кластер" неудачно, поскольку кластеры формируются не только из промышленных предприятий, но и предполагают включение в единую совокупность исследовательские и проектно-конструкторские организации.
В законе должны быть конкретизированы понятия, которые имеют широкое распространение и по которым в научной литературе и на практике имеют место существенные расхождения: конкурентоспособность национальной экономики, высокая конкурентоспособность продукции, конкурентные преимущества, эффективное промышленное производство, гармоничное развитие видов промышленной деятельности, высокие технологии и нанотехнологии.
В представленном тексте законопроекта не проводится четкого разграничения между целями и задачами промышленной политики, хотя ст. 4 проекта посвящена именно этой проблеме. При внимательном прочтении этой статьи создается впечатление, что речь идет не о целях и задачах, а о "дереве целей".
В законопроекте (ст. 10) предусматривается создание Национального промышленного совета как независимого общественного органа, выражающего интересы субъектов промышленной политики. К сожалению, обоснования своеобразию его задач, механизма их реализации, состава участников не приводится. Из проекта следует, что образование совета, в рамках деятельности которого представители федеральных и региональных органов местного самоуправления будут с участием частных организаций разрабатывать рекомендации для собственного потребления, то есть самим себе. Совокупность же задач дублирует работу действующих уже организаций.
Целесообразно в проекте представить не только название позиций содержания (ст. 13) концепции, но саму концепцию промышленной политики или суть основных ее положений.
В проекте отсутствуют нормы права, связанные с обеспечением экономической безопасности при реализации национальной промышленной политики. Необходимость введения такой нормы обуславливается: усилением жесткости конкуренции в мире, сложностью преодоления негативных внутренних факторов, например, "теневых" процессов в экономике, проблемы перехода на инновационный тип развития и поддержание должного инвестиционного климата, обеспечивающих государственные экономические интересы.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по безопасности рекомендует авторам доработать данный законопроект до рассмотрения его в первом чтении.
Заместитель Председателя |
М.Х. Вахаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.