Заключение Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям
по проекту федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" -
вносят депутаты Государственной Думы Е.В. Панина, Г.Е. Шевцов, В.Г. Драганов, А.А. Морозов, А.В. Сабадаш, С.В. Собко, В.А. Корнилов
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" (далее - законопроект) является попыткой решения проблемы обеспечения стабильного и инновационного развития промышленности, социально-экономических задач государства и обеспечения национальной безопасности страны.
В последнее десятилетие инновационная активность промышленных предприятий резко снизилась. По данным Росстата доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности в 2007 году составила менее 5%. По причине резкого снижения научно-производственного потенциала промышленности утрачена способность подавляющей части предприятий осуществлять нововведения. По экспертным оценкам в настоящее время лишь каждое двадцатое промышленное предприятие может выпускать продукцию, соответствующую требованиям современного рынка.
Из-за высокого износа основных фондов в промышленности ( в 2007 году он составил 78%), крайне низкого технико-технологического уровня производства на большинстве российских промышленных предприятий инновационная деятельность высокого порядка (освоение и выпуск принципиально новой продукции) практически невозможна.
Отмечая важность и актуальность подготовки законопроекта "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" для инновационного развития в процессе его рассмотрения в предложенной редакции в Государственной Думе целесообразно учесть следующее.
1. В законопроекте "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" нет четкого определения предмета его регулирования. В первую очередь это касается тех положений законопроекта, которые определяют роль и место государства в формировании и реализации промышленной политики, устанавливают формы государственной поддержки инновационной деятельности в промышленности.
2. Законопроект "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" имеет ограниченную сферу действия, так как он в представленной редакции не встроен в систему правового обеспечения формирующейся инновационной системы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2005 г. N2473п-П7.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. N 2473п-П7)
3. Понятие "промышленный кластер" (статья 3 законопроекта) является новым понятием и не нашло своего отражения в гражданском праве. Оно пока является объектом дискуссий в среде ученых и специалистов. Практика его применения в промышленности в настоящий момент отсутствует.
В этой связи под промышленным кластером предлагается понимать совокупность промышленных предприятий, научных организаций, учреждений профессионального образования, организаций инфраструктуры и потребителей в рамках единой цепочки создания инновационной продукции (работ, услуг). Взаимодействие этих организаций при кластерном подходе приведет к увеличению конкурентных преимуществ участников кластера за счет дополнительного синергетического эффекта, совместного использования ресурсов.
4.В XXI веке эффективное и целенаправленное использование наукоемких технологий в промышленности является важнейшим фактором экономического роста и социального прогресса. В законопроекте необходимо четко отрегулировать особенности развития наукоемких отраслей промышленности, в том числе через разработку механизмов реализации приоритетных направлений развития науки и критических технологий.
5. Из текста финансово-экономического обоснования законопроекта следует, что введение в действие федерального закона "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Вместе с тем по расчетам специалистов только модернизация материально-технической базы промышленности для ее перехода в режим инновационного развития в 2010 - 2012 годах потребует не менее 5,2 трлн. руб. При индифферентном отношении предпринимательского сектора промышленности к инвестициям, значительная часть указанных средств должна покрываться за счет федерального бюджета.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, поддерживая в основном концепцию проекта федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации", считает, что он нуждается в серьезной доработке.
Председатель Комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.