Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, Г.Е. Шевцовым, В.Г. Драгановым и другими
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Целью разработки законопроекта, как следует из пояснительной записки, является выработка и реализация стратегических приоритетов развития промышленности как основы развития экономики и социальной сферы.
Законопроектом определяются основные понятия ("промышленность", "национальная промышленная политика", "субъекты промышленной деятельности" и другие), цели, задачи и принципы промышленной политики, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере промышленной политики, а также меры государственной поддержки субъектов промышленной деятельности.
Следует отметить, что законопроект носит декларативный характер, не имеет самостоятельного предмета регулирования, не содержит практических механизмов реализации промышленной политики и повышения конкурентоспособности отдельных секторов экономики.
Ряд положений законопроекта не согласуется с действующим законодательством, имеются внутренние противоречия.
Так, пунктом 8 части 2 статьи 4 законопроекта в качестве задачи промышленной политики устанавливается "обеспечение субъектами промышленной деятельности эффективного государственного и корпоративного управления". При этом согласно статье 3 законопроекта субъектами промышленной деятельности являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не могут осуществлять государственное управление.
Из текста статьи 5 законопроекта следует, что одним из основных принципов государственной политики в области развития промышленности является выбор приоритетов государственной поддержки. При этом в законопроекте не определены критерии выбора таких приоритетов, соответствующих целям и задачам промышленной политики.
В указанной статье используются слова "государственная поддержка субъектов промышленной деятельности". Вместе с тем согласно сложившейся практике в сфере законодательства о федеральном бюджете государственная поддержка оказывается отдельным отраслям промышленности, поддержка отдельных субъектов не предусмотрена.
Понятие "промышленность" в законопроекте определяется как совокупность видов экономической деятельности в сфере материального производства, за исключением сельскохозяйственного производства и строительства. При этом данное определение объединяет два разные по смыслу понятия - "промышленность" и "промышленная деятельность". Кроме того, в законопроекте отсутствует определения понятия "отрасль".
Положение пункта 8 статьи 5 не соответствует положениям статей 6 - 8 законопроекта, предусматривающим разграничение между органами государственной власти полномочий в сфере промышленной политики, а не полномочий по поддержке субъектов промышленное деятельности.
Не ясны механизмы реализации положений пунктов 2 и 10 статьи 6 законопроекта о разработке концепции промышленной политики, а также о подготовке доклада о состоянии и развитии промышленности в Российской Федерации. В частности, не уточняется, какой орган государственной власти Российской Федерации уполномочен разрабатывать указанные программные документы.
Требует уточнения правовая природа предусмотренного законопроектом Национального промышленного совета. Под этим институтом понимается независимый общественный орган, что не позволяет определить его организационно-правовую форму.
Не ясен механизм поддержки субъектов промышленной деятельности и организаций посредством размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 статьи 20 законопроекта предусматривается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления содействуют развитию материальной базы организаций, осуществляющих обучение, профессиональную подготовку и переподготовку работников субъектов промышленной деятельности. Однако из текста законопроекта не ясен механизм содействия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 законопроекта поддержка субъектов промышленной деятельности органами государственной власти и местного самоуправления в области обучения, профессиональной подготовки и переподготовки работников осуществляется в виде разработки примерных образовательных программ обучения, профессиональной подготовки и переподготовки работников на основе государственных образовательных стандартов.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований разработку только примерных образовательных программ. Профессиональная переподготовка специалистов является одним из видов дополнительного профессионального образования (пункт 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов), а профессиональная подготовка не является получением образования определенного уровня. Таким образом, примерные образовательные программы не могут быть разработаны для случаев профессиональной подготовки и профессиональной переподготовки.
Положение статьи 21 законопроекта, согласно которому таможенное регулирование осуществляется в целях оказания органами государственной власти и органами местного самоуправления поддержки субъектам промышленной деятельности путем "создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности", не согласуется с целями и задачами таможенного регулирования, закрепленными в Таможенном кодексе Российское Федерации, а также разграничением полномочий в этой сфере.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
Кроме того, представляется, что термин "создание благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности" имеет декларативный характер и допускает множественную интерпретацию, включая постановку вопросов о расширении практики предоставления льгот в сфере таможенного дела.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.