Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности" (далее - проект закона) разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности".
Проект подготовлен по результатам анализа положений федерального законодательства и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих вопросы лицензирования отдельных видов деятельности (в настоящее время предусмотрено лицензирование около 184 видов предпринимательской деятельности). При определении видов деятельности, лицензирование которых предлагается заменить обязательным страхованием гражданской ответственности, учитывались лицензионные требования и условия, предъявляемые к данному виду деятельности, положения федеральных законов, регулирующих некоторые виды деятельности.
Кроме того, для оценки рисков при осуществлении предпринимательской деятельности были привлечены представители страхового и банковского сообществ, проведены консультации с представителями лицензирующих органов и предпринимательскими объединениями, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Результатом проделанной работы стал проект федерального закона, предусматривающий замену института лицензирования двух групп деятельности (перевозки и почтовая связь), обязательным страхованием гражданской ответственности.
Применительно к лицензионным видам деятельности проект федерального закона предусматривает заменить страхованием 6 видов деятельности:
1. Перевозки внутренним водным транспортом грузов.
2. Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.
3. Перевозки морским транспортом грузов.
4. Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах.
5. Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
6. Оказание услуг почтовой связи.
Основанием для принятия такого решения является следующее.
Лицензирование, как форма государственного регулирования, служит административным барьером для выхода на рынок недобросовестных хозяйствующих субъектов. В целях решения данной задачи, специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - лицензирующие органы) предоставляют право хозяйствующему субъекту осуществлять лицензируемый вид деятельности при условии возможности соблюдения им установленных требований. Кроме того, лицензирующий орган осуществляет последующий лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность за осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований и условий.
Предложение о замене лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности (далее - замена лицензирования) предполагает замену административного барьера выхода на рынок установлением требований, предусматривающих наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности, сохраняя иные действующие в настоящее время формы государственного контроля, установленные законодательством, регулирующим конкретные виды деятельности.
В целях проведения подготовительных мероприятий, необходимых для замены лицензирования, предполагается установить отлагательную норму, предусматривающую завершение переходного периода к 1 июля 2009 года.
При замене лицензирования указанных видов деятельности задачи по обеспечению безопасности предоставляемых услуг и проводимых работ также могут быть решены следующими методами государственного регулирования.
В соответствии с действующим законодательством, регулирующим перевозки на всех видах транспорта, в настоящее время применяется обязательное или добровольное страхование.
Например, Кодексом торгового мореплавания (статья 246) судовладелец обязан застраховывать объект страхования от наступления опасностей или случайностей, предусмотренных договором морского страхования, а страховщик должен возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретателю), понесенные убытки.
В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации предусмотрено аналогичное страхование, осуществляемое судовладельцем.
В отношении услуг, оказываемых почтой, страхование ответственности применяется опосредованно. Например, в виде взимания дополнительной платы в случае отправления ценных бандеролей. Данную практику возможно заменить обязательным страхованием гражданской ответственности.
Кроме того, применение лицензирования в этих сферах является дублирующим по отношению к допуску на осуществление перевозок всеми видами транспорта, поскольку в этом случае применяется технический контроль в рамках обязательной сертификации или в порядке надзора.
В частности, Кодексом торгового мореплавания (статья 23) предусмотрен технический надзор за судами, в соответствии с которым судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания.
В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (статья 36) государственная речная судоходная инспекция с входящими в ее состав государственными речными судоходными инспекциями бассейнов осуществляет надзор за выполнением судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях, требований обеспечения безопасности эксплуатации судов в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Принимая во внимание, что регулирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах Российской Федерации" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", аналогичные изменения вносятся также в данный закон.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации в пределах своей компетенции организуют государственные надзор и контроль в области почтовой связи, устанавливают единые правила, стандарты, требования и нормы в области почтовой связи, осуществляют государственное регулирование тарифов на оказание универсальных услуг почтовой связи.
По результатам проведенного анализа Минэкономразвития России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается ввести нормы, регламентирующие порядок обязательного страхования гражданской ответственности, в следующие законодательные акты: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи".
Одновременно с этими нормами в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" вводятся нормы, предусматривающие отмену лицензирования указанных видов деятельности.
Законопроектом упрощается порядок продления лицензии, для чего в закон вводится норма о применении упрощенного порядка продления действия лицензии в случае, если за время действия лицензии не были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий.
Принятие данного проекта закона направлено на обеспечение гарантии возмещения ущерба третьим лицам и неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров при нарушении требований законодательства Российской Федерации в указанных сферах деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности" не повлечет необходимости выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утративших, силу, изменению, дополнению или принятию
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за осуществление ранее лицензируемых видов деятельности в области перевозок морским и внутренним водным транспортом, погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном и морском транспорте, буксировки на морском транспорте, а также оказанию почтовых услуг без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности.
Приостановления, изменения и дополнения законодательных актов Российской Федерации не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.